Открытое письмо Президенту РФ Путину Владимиру Владимировичу

Президенту Российской Федерации

                                                                                   Путину Владимиру Владимировичу

Открытое письмо

Уважаемый Владимир Владимирович!

От  имени представителей сферы обслуживания населения и производителей ремесленных работ и услуг России обращаемся к Вам с большой просьбой  - обязать федеральные органы власти предметно заняться вопросом совершенствования организации и регулирования малого бизнеса в сфере обслуживания населения России.

НП «Ремесленная палата России» - преемник Министерства бытового обслуживания населения РФ — более 20 лет доказывает  Правительству РФ необходимость управления процессом формирования и деятельности малого бизнеса в сфере обслуживания населения и обеспечения его социальной и экономической ценности для народов России,  в том числе, и  для формирования бюджетов всех уровней.

Первая причина. После перевода экономики в рыночный формат огромная масса людей, имеющих профессиональные знания и навыки, стали формировать свой сектор рыночного обслуживания населения, но приватизация оставила его практически без материальной базы. Куда ушли высвободившиеся профессионалы? Многие, в тень. Это нужно было предусмотреть. В результате объем обслуживания населения, даже с учетом катастрофического роста цен, резко упал. Соответственно, уменьшились отчисления в бюджеты всех уровней. Почему созданы условия для ухода в тень? Дело в том, что вместо механизмов, стимулирующих выход в легальное поле, начиная с 2012г. ситуация стала  усугубляться, т.к. были введены повышенные в 2,5 раза ставки страховых взносов. Кроме того, несмотря на заявления, постоянно вводятся какие-то мелкие новшества по отчетности и мелочное административное давление, существенно отвлекающее от производственной деятельности. В легальном бизнесе производители чувствуют себя  менее защищенными, нежели те, что находятся  в тени. Государственные и региональные программы финансовой поддержки не оказывают существенного влияния, т.к. несистемны и слишком бюрократизированы.

Вторая причина. Государство резко ослабило учет производителей обслуживания населения и выпустило их из-под жесткого контроля налоговых органов. Все эти услуги платные и нетрудно догадаться, что они представляют для предпринимательства огромный интерес. Отсюда и расширение сектора теневого рынка. Взывание власти к совести теневиков  результатов не даст, как не даст результата и запугивание «зарплатами в конвертах». Нетрудно прикинуть, сколько от этого теряет бюджет и социальные фонды. Страшно то, что Правительство не знает, сколько фактически субъектов деятельности в сфере услуг населения работают вне закона. И не будет знать. Люди понимают, что власть над каждым теневиком прокурора не поставит. Ослабление давления на бизнес  должно  предполагать что угодно, кроме  жесткого налогового учета и контроля. Сегодня теневики практически не скрываются. Более того, они себя открыто рекламируют в Интернете.

Третья причина. В настоящее время Правительство РФ может допустить еще одну ошибку. Не задумываясь о последствиях, оно собирается ликвидировать ОКУН — Общероссийский классификатор услуг населению - , который позволяет видеть общую и видовую картину платных услуг по регионам и в целом по России. Для чего нужно знать объективное состояние сферы услуг населению? Естественно, чтобы регулировать рынок этих услуг в соответствии с интересами экономики и потребностями общества. ОКУН позволяет оценить объем услуг, прогнозировать их рост, определять возможности применения патентной системы налогообложения, ЕНВД и других видов, а также планировать объемы вовлечения свободного и самозанятого населения  в сферу малого предпринимательства. Именно поэтому Общероссийский классификатор услуг населению - ОКУН - не вызывал никаких сомнений. Однако Правительство РФ последовательно, под видом инновационной деятельности вытесняет ОКУН из системы наблюдения, контроля и регулирования бизнеса. Результатом станет работа вслепую.

Вопреки ситуации и здравому смыслу, в соответствии с п.2.3.3 Плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов (утвержден Заместителем Председателя Правительства России Дворковичем А.В. 31 июля 2014 г. № 4970п-П10) предусмотрена разработка проектов собирательных группировок к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) с последующей отменой ОКУН (ОК 002-93). Предполагаемая замена классификатора ОКУН собирательной группировкой к ОКВЭД 2 и ОКПД 2 абсолютно неадекватна. Создать полноценные группировки нельзя, т.к. в этих классификаторах нет целых пластов услуг, а другие, смешанные с промышленной продукцией, сельским хозяйством, строительством и др. (до 40% услуг),  нельзя будет выделить.

Мы считаем, что такой дилетантский подход к анализу рынка услуг недопустим. Предпринимателей, имеющих огромный практический опыт и работающих на рынке услуг населению, удивляет и возмущает такое отношение к проблеме. Складывается мнение, что кто-то хочет просто заработать на якобы инновационных проектах, не заботясь о последствиях их реализации.

Общероссийский классификатор платных услуг населению ОКУН ОК 002-93. в настоящее время пока еще применяется как отдельными федеральными органами власти, так и органами исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации в следующих целях:

  1. Определение фактического объема платных услуг населению для оценки и прогнозирования субъектами Российской Федерации и Минэкономразвития России макроэкономического показателя «Объем платных услуг населению».
  2. Налогообложение по ЕНВД.

В налоговом законодательстве установлен специальный налоговый режим «Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)», на который могут переходить только предприятия, оказывающие услуги, относящиеся к группе услуг "Бытовые услуги" в соответствии с ОКУН и в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанная льготная форма налогообложения сохраняется и в настоящее время. Зачем это ломать?

  1. Применение патентной системы налогообложения.

В Российской Федерации с 1 января 2013 года был дополнен Перечень специальных налоговых режимов, а именно, была введена новая глава 26.5 "Патентная система налогообложения" в ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, которая и устанавливала применение нового специального налогового режима на основе патента.

До 2013 года упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента представляла собой не самостоятельный специальный налоговый режим, а лишь разновидность такого специального режима налогообложения, регулируемого гл. 26.2 Налогового кодекса РФ (Письмо Минфина России от 27 февраля 2012 г. N 03-11-09/10).

В соответствии с приказом ФНС России от 15 января 2013 года № ММВ-7-3/9@ был утвержден Классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП) - ( Классификатор).

Представленный перечень содержит 47 видов предпринимательской деятельности, которые выделены из ОКУН.

Вместе с тем, в соответствии с п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе дополнительно включать в перечень услуг по патентной системе налогообложения те виды бытовых услуг, которые считают целесообразными, но только в соответствии с ОКУН.

Справочно (по данным Минэкономразвития): В настоящее время в каждом федеральном округе Российской Федерации есть субъект, в котором доля услуг, перечисленных в ОКУН и подпадающих под патентную систему налогообложения, занимает около 50% от общего количества попадающих под патент.. Например, в городе Москве около 38 видов услуг, в Вологодской области – 50, в Кабардино-Балкарской Республике – 37, в Ульяновской области – 36, в Алтайской крае – 44, в Республике Саха (Якутия) – 38, в Сахалинской области – 39.

Предполагаемая отмена ОКУН может повлечь за собой проблемы и в регулировании социальной сферы, так как в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее – закон) Правительство Российской Федерации утвердило примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг" (далее – перечень), более 40 процентов которых определены на основе ОКУН.

            Поддержку в понимании этой проблемы мы находим только в Минэкономразвития РФ и Росстате, другие ответственные госорганы даже не вникают в суть, давая формальные ответы.

Работа, проводимая Федеральными органами исполнительной власти по гармонизации классификации в Российской Федерации с зарубежными аналогами для сопоставления отдельных показателей, заслуживает поддержки и уважения, но это не мешает сохранить ОКУН, как республиканский классификатор в целях реализации указанных выше задач по его применению. Рыночные отношения в России были всегда, только базировались они на других видах собственности, но это не меняет основополагающей сути классификации услуг населению.

Основываясь на вышеизложенном, просим Вас поручить соответствующим федеральным органам власти внимательно изучить вопрос о целесообразности отмены Общероссийского классификатора ОКУН.

                                Уважаемый Владимир Владимирович!

Ремесленная палата России также просит Вас как председателя Наблюдательного Совета АСИ одобрить и ускорить принятие изменений в ФЗ «О малом и среднем предпринимательстве» в одном из имеющихся в Госдуме вариантах, среди которых есть вариант Ремесленной палаты России, в части расширения понятий и положений о ремесленничестве в РФ, о статусе ремесленных палат, о перераспределении полномочий и передаче их части от федеральных и региональных органов власти в пользу ремесленных палат. Проблема в том, что миллионы ремесленников, являясь потенциальным ресурсом малого предпринимательства в России, нуждаются в легитимизации их профессионального статуса и в соответствующем законодательстве, определяющем виды ремесленничества, систему профессиональной подготовки, трудовой деятельности, предпринимательства, сохранение и приумножение народных традиций, творческое развитие, саморегулирование и т.д. Обойти эту категорию тружеников — себе в ущерб.

Ремесленная палата России более 15 лет поднимает эту проблему на уровне власти через все доступные ей средства массовой информации и официальные обращения. Не то, чтобы не было понимания проблемы, оно есть, но никто не хочет взять на себя работу по ее законодательному оформлению. Кроме того, на наш взгляд между федеральными министерствами нет взаимопонимания.

Ошибочная позиция власти, что только финансовая поддержка решит проблему малого предпринимательства, загоняет ее вглубь. На сегодня мы считаем актуальным законодательное привлечение ремесленных палат к ведению региональных ремесленных реестров, повышению компетенции и квалификации малых предпринимателей в сфере бытовых услуг и ремесленничества из числа самозанятого и свободного населения, избравшего патентную систему налогообложения.

Нежелание заниматься кропотливой, но очень важной работой по анализу состояния рынка услуг населению уже сейчас породило угрозу внутренней экономической безопасности России. Требуются продуманные регулирующие воздействия государства, снижение общего налогового бремени в малом бизнесе до уровней Белоруссии и Казахстана с усилением ответственности налогоплательщиков, что должно заметно активизировать сферу производителей услуг и будет способствовать смягчению влияния экономических санкций.

Мы хотим быть услышанными. Вопросы, которые мы поднимаем, отражают не наш личный интерес, а интерес всех малых предпринимателей страны и ту часть самозанятого и свободного населения, которая потенциально может пополнить ряды предпринимателей.

Сфере услуг для населения сегодня нужны конкретные управленческие решений по обозначенным проблемам.

С уважением,

Председатель Ремесленной палаты России,  д.э.н., профессор Н. Кобелев

Заместитель Председателя Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения  Н. Филиппова

Председатель правления Ассоциации «Ремесленная палата Белгородской области»

Н. Забуга

Председатель НП «Донская ремесленная палата», Г Чаплыгина

Председатель НП «Ремесленная палата Кировской области» Р. Албычева

Председатель НП «Ремесленная палата Калининградской области» Р. Бурлакова

Председатель НП  «Видновская палата ремесел» Е. Ястребова

Председатель НП «Ремесленная палата Приморского края»  Т. Питель

Председатель ОО «Московский центр малого предпринимательства и ремесел» 

Л. Кошелев

Директор ООО «Центр эстетики и здоровья «Валентина» (г. Москва)

 В. Валентукевич

Председатель Ремесленной палаты республики Крым Г. Городецкая,

Председатель Ремесленной палаты г. Санкт-Петербурга В. Заславский

Председатель Ремесленной палаты Республики Калмыкия  К. Бембеева

июнь 2015 г.


Наверх