Важно: для ремесленников и ремесленных палат!

Законопроект прислан в Донскую ремесленную палату Торгово-Промышленной палатой РФ по Ростовской области.

«Депутатом Государственной Думы P.M. Марданшиным 16 июня 2016 г. внесен на рассмотрение проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации (в части совершенствования правового регулированияремесленной деятельности)»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии

малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

(Собрание законодательства РФ 2007, №31, ст. 4006) изменение, изложив

статью 23 в следующей редакции:

«Статья 23. Поддержка субъектов ремесленной деятельности

1. Ремесленной деятельностью (ремесленничеством) признаётся вид

предпринимательской или профессиональной деятельности в соответствии с

перечнем, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, по изготовлению

товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе применения ручного

труда с возможностью использования средств механизации.

2. Субъектами ремесленной деятельности являются юридические лица

и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность,

предусмотренную частью 1 настоящей статьи.

Субъект ремесленной деятельности обязан являться членом

Ремесленной палаты того субъекта Российской Федерации, на территории

которого он зарегистрирован.

3. К ремесленной деятельности относится:

1) в области текстильного, швейного, кожевенного, обувного

производств:

прядение и изготовление волокон, ниток; производство тканей; отделка

тканей и текстильных изделий; производство готовых текстильных изделий,

ковров и ковровых изделий, канатов, веревок, тюля, кружев, вышивок, фетра,

войлока; производство трикотажного полотна и трикотажной одежды,

чулочно-носочных изделий, пуховых изделий; производство верхней одежды,

спецодежды, нательного белья, тканевых кукол; производство головных

уборов; производство одежды и аксессуаров из кожи; производство обуви;

роспись ткани, кожи, трикотажа;

2) в области деревообрабатывающего производства:

производство деревянных строительных конструкций, строений, тары;

производство и ремонт мебели и столярных изделий; производство

деревянных статуэток и украшений из дерева, мозаики и инкрустированного

дерева, панно, скульптур, посуды, матрешек, шкатулок, футляров, игрушек и

сувениров; роспись по дереву, производство изделий из бересты, пробки,

соломки и материалов для плетения, изготовление метел и кистей;

производство деревянных музыкальных инструментов;

3) в области металлообрабатывающего производства:

производство металлических отливок; производство металлических

изделий и инструментов; производство статуэток, фурнитуры и прочих

изделий из недрагоценных металлов; производство металлических

музыкальных инструментов; роспись по металлу;

4) в области производства неметаллических изделий:

производство стеклянных изделий; производство статуэток, бижутерии,

мозаики, бисера и прочих украшений из стекла; производство керамических

изделий; резка, обработка и отделка камня и кости; производство изделий из

воска, производство музыкальных инструментов, не указанных в пунктах 2-3

части 3 настоящей статьи, производство кукол, не указанных в пунктах 1-2

части 3 настоящей статьи;

5) в области бытового обслуживания:

ремонт одежды и изделий из текстиля, меха, трикотажа; ремонт обуви и

изделий из кожи; ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовых

электрических изделий, приборов, оргтехники; ремонт мебели; ремонт и

техническое обслуживание музыкальных инструментов; аэрография.

Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать

дополнительный перечень видов ремесленной деятельности.

4. Оказание поддержки субъектам ремесленной деятельности органами

государственной власти и органами местного самоуправления

осуществляется с привлечением Ремесленной палаты России и Ремесленных

палат субъектов Российской Федерации и включает в себя:

1) создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки

субъектов ремесленной деятельности, в том числе центров ремесел, и

обеспечения их деятельности;

2) финансовую, имущественную, консультационную, информационную

поддержки, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения

квалификации субъектов ремесленной деятельности и их работников, в том

числе через разработку профессиональных и образовательных стандартов;

3) иные формы, предусмотренные настоящим Федеральным законом

для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих

организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,

3, ст. 145) следующие изменения:

1) дополнить статьёй 11 1 следующего содержания:

«II 1 . Ремесленная палата России

1. Ремесленная палата России является ассоциацией, объединяющей

Ремесленные палаты субъектов Российской Федерации на основе

обязательного членства.

2. Ремесленная палата России как орган ремесленного самоуправления в

Российской Федерации создается в целях представительства и защиты

интересов субъектов ремесленной деятельности, а так же физических лиц,

осуществляющих ремесленную деятельность, не сопряженную с целью

извлечения прибыли, в органах государственной власти, органах местного

самоуправления, координации деятельности Ремесленных палат субъектов

Российской Федерации.

3. Ремесленная палата России является организацией, уполномоченной

на представление интересов субъектов ремесленной деятельности и

Ремесленных палат субъектов Российской Федерации в отношениях с

федеральными органами государственной власти при решении вопросов,

затрагивающих интересы субъектов ремесленной деятельности.

Правительство Российской Федерации определяет уполномоченный орган,

ответственный за взаимодействие с Ремесленной палатой Российской

Федерации.

4. Ремесленная палата России является юридическим лицом, имеет

смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с

законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со

своим наименованием.

5. Ремесленная палата России образуется Всероссийским съездом

представителей ремесленных палат субъектов Российской Федерации.

Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями,

/

аналогичными функциям и полномочиям Ремесленной палаты Российской

Федерации не допускается.

6. Устав Ремесленной палаты России принимается Всероссийским

съездом представителей ремесленных палат субъектов Российской

Федерации.

7. Ремесленная палата России подлежит государственной регистрации

в порядке, установленном федеральным законом о государственной

регистрации юридических лиц.

8. Ремесленная палата России не подлежит реорганизации.

9. Решения Ремесленной палаты России и ее органов, принятые в

пределах их компетенции, обязательны для всех Ремесленных палат и

субъектов ремесленной деятельности.

10. К полномочиям Ремесленной палаты России относится:

1) Разработка и утверждение общеобязательных для субъектов

ремесленной деятельности правил и нормативов;

2) Разработка и утверждение правил признания лица субъектом

ремесленной деятельности и включения его в реестр ремесленной

деятельности и исключения из него;

3) Установление правил ведения реестра субъектов ремесленной

деятельности;

4) Установление правил подтверждения авторской принадлежности

методов идентификации продуктов ремесленной деятельности;

5) Установление процедуры сбора и максимальный размер взноса

субъектов ремесленной деятельности на содержание Ремесленных палат

субъектов и Ремесленной палаты России;

6) Установление порядка выдачи соответствующих сертификатов

физическим лицам, осуществляющим ремесленную деятельность, не

сопряженную с целью извлечения прибыли;

7) Осуществление иных полномочий.»;

2) дополнить статьёй II 2 следующего содержания:

«II 2 . Ремесленная палата субъекта Российской Федерации

1. Ремесленная палата субъекта Российской Федерации является

ассоциацией, основанной на обязательном членстве субъектов ремесленной

деятельности, включенных в реестр субъектов ремесленной деятельности

соответствующего субъекта.

2. Ремесленная палата субъекта Российской Федерации действует на

основании общих положений для организаций данного вида,

предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Ремесленная палата субъекта Российской Федерации имеет свое

наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму

и субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.

4. Ремесленная палата субъекта Российской Федерации является

юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и

другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской

Федерации, а также имеет печать, штампы и бланки со своим

наименованием, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на

территории которого она образована.

5. Субъекты ремесленной деятельности не отвечают по обязательствам

Ремесленной палаты субъекта Российской Федерации, а Ремесленная палата

субъекта Российской Федерации не отвечает по обязательствам субъектов

ремесленной деятельности.

6. Ремесленная палата субъекта Российской Федерации подлежит

государственной регистрации, которая осуществляется на основании

решения учредительного собрания (конференции) лиц, удовлетворяющих

критериям, указанным в части 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007

209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в

Российской Федерации», зарегистрированных на территории

соответствующего субъекта.

7. Ремесленная палата субъекта Российской Федерации не .подлежит

реорганизации.

8. На территории субъекта Российской Федерации может быть

образована только одна Ремесленная палата. Ремесленная палата субъекта

Российской Федерации вправе образовывать свои структурные

подразделения, филиалы и представительства на территории только того

субъекта Российской Федерации, на территории которого она создана.

Образование межрегиональных и иных межтерриториальных Ремесленных

палат не допускается.

9. Решения органов Ремесленной палаты субъекта Российской

Федерации, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех

членов Ремесленной палаты субъекта Российской Федерации.

10. Ремесленная палата субъекта Российской Федерации не вправе

осуществлять ремесленную деятельность от своего имени.

11. К полномочиям Ремесленной палаты субъекта Российской

Федерации относится:

1) Ведение реестра субъектов ремесленной деятельности;

2) Подтверждение авторской принадлежности методов идентификации

продуктов ремесленной деятельности и депонирование соответствующих

образцов;

3) Сбор взносов субъектов ремесленной деятельности на содержание

Ремесленных палат субъектов и Ремесленной палаты России и перечисление

соответствующей части взносов на содержание Ремесленной палаты России;

4) Выдача сертификатов физическим лицам, осуществляющим

ремесленную деятельность, не сопряженную с целью извлечения прибыли;

5) Проведение проверок с целью признания лиц субъектами

ремесленной деятельности и включения соответствующих лиц в реестр

ремесленной деятельности и исключения из него;

6) Осуществление иных полномочий.»;

л

3) дополнить статьёй 11 следующего содержания:

«Статья II 3 Проведение учредительных собраний (конференций)

ремесленных палат субъектов Российской Федерации.

1.Территориальные органы юстиции организуют проведение

учредительных собраний (конференций) Ремесленных палат субъектов

Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу

настоящего Федерального закона.

2. Состав учредительного собрания (конференции) Ремесленной палаты

субъекта Российской Федерации формируется из лиц, удовлетворяющих

критериям, указанным в части 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007

209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в

Российской Федерации», зарегистрированных на территории

соответствующего субъекта.

3. Юридическое лицо, имеющее своей целью развитие ремесленной

деятельности в субъекте Российской Федерации, созданное до вступления в

силу настоящей статьи, может быть преобразовано в Ремесленную палату

субъекта Российской Федерации на основании заявления, поданного в

территориальный орган юстиции в течение трех месяцев со дня вступления в

силу настоящего Федерального закона до момента проведения собрания,

указанного в части 1 настоящей статьи, при отсутствии аналогичных

заявлений от других юридических лиц. ».

4) дополнить статьёй II 4 следующего содержания:

«Статья II 4 Проведение первого Всероссийского съезда

ремесленных палат субъектов Российской Федерации.

1. Федеральный орган юстиции организует проведение первого

Всероссийского съезда ремесленных палат субъектов Российской Федерации

в течение пяти месяцев со дня вступления в силу настоящей статьи.

2. Первый Всероссийский съезд ремесленных палат субъектов

Российской Федерации принимает решение об учреждении Ремесленной

палаты России».

Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации (в части

совершенствования правового регулирования ремесленной деятельности)»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования

правового регулирования ремесленной деятельности)» (далее - законопроект)

направлен на дальнейшее развитие существующей нормативно-правовой базы в

области ремесленной деятельности, представленной ст. 15, 16, 23 Федерального

закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации».

1. Законопроект вводит в Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

понятия «ремесленная деятельность» и «субъект ремесленной деятельности» и

дает им определения. Также в законопроекте определяется перечень видов

деятельности, попадающих под категорию «ремесленная деятельность» и

закрепляется правовой статус субъектов ремесленной деятельности.

Устанавливаются требования к предпринимателям для отнесения их к

категории «субъект ремесленной деятельности». Указанные ограничения

направлены на снижение рисков от ведения ремесленной деятельности

недобросовестными предпринимателями.

Законопроект определяет требования к созданию инфраструктуры

саморегулирования ремесленной деятельности и устанавливает виды

поддержки субъектов ремесленной деятельности, в том числе: финансовую,

имущественную, консультационную, информационную, поддержку в области

подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

2. В изменениях, вводимых законопроектом в Федеральный закон от

12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предлагается создание

общественных организаций, обеспечивающих процессы саморегулирования в

сфере ремесленничества, в виде Ремесленной палаты России и ремесленных

палат субъектов Российской Федерации. Это в целом отражает общемировую

тенденцию по дифференциации законодательства и разграничения процессов

управления в сфере крупного и среднего бизнеса, с одной стороны, и в сфере

малого предпринимательства, с другой стороны. Указанные изменения

позволяют законодательно закрепить понятие «Ремесленная палата России»,

установить её полномочия и регламент деятельности, а тдкж^ полномочия и

/

регламент деятельности ремесленных палат субъектов Российской Федерации.

Ремесленные палаты субъектов РФ станут центром сосредоточения

ремесленников, так как смогут оказывать содействие ремесленникам в

обучении нового поколения, юридической помощи (в том числе с целью

легализации статуса и регистрации в виде ИП), получении помещений для

производства, организации ярмарок как на территории субъекта, так и за его

пределами.

3. Правовые определения категорий «ремесленная деятельность»,

«субъекты ремесленной деятельности», а также перечень видов ремесленной

деятельности, отнесенный существующим законодательством только к

компетенции субъектов Российской Федерации (ст. 23 №209-ФЗ), должны

вводится федеральным законом, так как вопросы установления правовых основ

рынка и вопросы гражданского законодательства находятся исключительно в

ведении Российской Федерации (Конституция РФ, ст. 71, п. «е», «ж», «о»).

Отличительные особенности предпринимательской деятельности в

ремесленной сфере от других видов предпринимательства (торговли, сферы

нематериальных услуг) заключаются в том, что оно: а) требует значительно

больших инвестиционных вложений; б) более высокую квалификацию

работников (комплексная, многопрофильная деятельность); в) располагает

более высокими предпринимательскими рисками (привязано только к одному

виду хозяйственной деятельности); г) на сегодняшний день в

перерабатывающих производствах в части требований экологического,

санитарного, противопожарного и других видов законодательства, малые

формы производства по требованиям к ним приравнивается к крупным

промышленным предприятиям; д) в системе международных экономических

отношений ремесленные товары и услуги включены в генеральные соглашения

ГАТТ и ГАТС как обособленные группы.

В целом надо отметить, что в Российской Федерации давно назрел вопрос

легитимизации, законодательного регулирования и поддержки субъектов

ремесленной деятельности. В существующем виде Федеральный закон № 209-

ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации» сделать это не позволяет. Отсутствие в нем законодательно

определенного понятия «ремесленная деятельность», неразвитость или полное

отсутствие в субъектах федерации в этой области нормативной базы приводит к

тому, что даже существующие федеральные программы поддержки

ремесленничества на практике остаются не востребованы. При этом,

действующий Федеральный закон от 6.01.1999 г. №7-ФЗ «О народных

художественных промыслах» регулирует деятельность только тех организаций

народных художественных промыслов, конкретный перечень которых

утвержден Правительством Российской Федерации и расширен в субъектах

Российской Федерации с учетом региональных особенностей. Данный ФЗ не

распространяется на подавляющее большинство индивидуальных

предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области

художественных промыслов, но не получивших статус «народного».

Легализация ремесленной деятельности позволит в дальнейшем перейти к

разработке профессиональных и образовательных стандартов по ремесленным

профессиям, расширится профессиональное пространство для самореализации

молодого поколения, более эффективным станет решение вопросов

трудоустройства на региональных рынках труда. Это будет способствовать

становлению и консолидации ремесленного сообщества, повышению качества

работы и росту конкурентоспособности участников рынка индивидуальных

услуг, ускорит развитие малых перерабатывающих производств, обеспечит

социальную защищённость значительной группе населения страны,

численность которой составляет 5-7 млн. человек.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации (в части

совершенствования правового регулирования ремесленной деятельности)»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования

правового регулирования ремесленной деятельности)» не потребует

финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу,

приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием

Федерального закона «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации (в части

совершенствования правового регулирования ремесленной деятельности)»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования

правового регулирования ремесленной деятельности)» не потребует признания

утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов

федерального законодательства.»


Наверх