Все о ДРП

В Донскую ремесленную палату  нередко обращаются представители администраций Ростовской области и  субъектов РФ, предприниматели и работники сферы бытовых услуг, а также свободное население, желающее открыть свой бизнес бытовых услуг, с просьбой оказать помощь в организации бизнеса и профессиональной деятельности, определить ее цели и задачи, помочь организовать производство услуг в соответствии с существующей нормативно-правовой базой и современными технологиями.

В составе Донской ремесленной палаты юридические и физические лица, занимающиеся оказанием бытовых услуг и других видов ремесленной деятельности, профессиональные объединения по видам деятельности, учебные заведения профессионального образования, готовящие кадры для сферы сервисных бытовых и других ремесленных услуг, общественные организации.

В современной мировой экономике наблюдается объективное явление – феноменальное расширение сферы услуг. Кто бывал в странах Западной Европы, тот видел, какое развитие получила там сфера обслуживания. Россия не стоит в стороне от основных тенденций развития экономики. В последние годы наблюдается значительное увеличение числа предприятий и физических лиц, работающих в системе сервисных услуг. В эту систему вовлекается незанятая и самозанятая часть населения, являющаяся основной базой развития  малого предпринимательства Но этот процесс без федерального закона «О развитии ремесленничества в РФ» идет крайне медленно по целому ряду объективных и субъективных причин.

На сегодняшний день сфера бытовых услуг – одна из важных  социально-значимых отраслей хозяйства. Тем не менее, вызывает беспокойство структура бизнеса и его дислокация. Во-первых, в структуре бизнеса по оказанию бытовых услуг превалируют услуги по ремонту автотранспорта, строительству и ремонту жилых домов (по индивидуальным заказам), парикмахерские услуги. Значительно отстают от этих видов услуги химчистки, прачечных, по ремонту одежды, бытовой техники и электронной аппаратуры. Особенно страдает от этого население глубинки. В области есть немало населенных пунктов, где отсутствуют бани и парикмахерские, где нет комплексных приемных пунктов, где о выездных формах бытового обслуживания давно забыли.

Ремесленничество же во всем многообразии его видов деятельности переживает глубокий кризис в силу непонимания властью его значимости в экономике и социальной политике государства. В силу отсутствия специального законодательства миллионные массы ремесленников оказались нелегитимными экономическими субъектами деятельности, что создало основу для теневой экономики, размеры которой приобретают угрожающие параметры.

Сложилось так, что понятия «бытовое обслуживание населения» как такового в социальном и экономическом лексиконе нашего времени нет. Оно ушло вместе с отраслью, так как ее разрушение в 90-х годах имело в качестве одной из целей смены одной экономической формации на другую замену заботы государства о состоянии быта народа рыночной системой оказания бытовых услуг. Как нам понятно, «бытовое обслуживание» и «бытовые услуги» - понятия неравнозначные.

Первое понятие означает целенаправленное, регулируемое создание системы удовлетворения потребностей населения в бытовых услугах, второе – создание системы бытовых услуг на условиях рыночной целесообразности. В первом случае объектом внимания является население, ради интересов которого создается система, во втором – предпринимательство как стимул развития системы.

Если рассматривать оба понятия в разрезе решения социально-экономических задач, вытекающих из Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Стратегии экономического развития, то в первом случае с учетом их важности (а отрицать это не следует) государство обязано разработать и применить такую модель развития сферы бытовых услуг, в которой присутствовали бы обязательные элементы конструкции: подготовка кадров, повышение квалификации, разработка нормативов, классификация услуг и ее соответствие требованиям внутреннего и внешнего рынка, наличие систем качества и безопасности услуг, научные разработки, отечественное машиностроение, производство собственных материалов для оказания услуг, соответствие национальным особенностям, народным традициям, достижениям науки. Основная цель развития такой системы – повышение культуры быта нашего народа, качества его жизни.

Во втором случае – опять-таки государство с помощью государственного регулирования (которого практически нет) должно создать такую рыночную систему, которая развивалась бы в рамках указанных выше задач.

Время показало, что либеральный рынок сам по себе развивается безотносительно к программным установкам. Те меры стимулирования рынка услуг, которые сегодня применяются на федеральном и региональном уровнях власти, не только не способствуют комплексному развитию системы качественных, полноценных, доступных всему населению бытовых услуг, но и приводят к диспропорции его развития, неконкурентоспособности,  импортозависимости, экономической нестабильности, уязвимости со стороны несовершенного законодательства.. По-прежнему не решаются такие кардинальные вопросы, как обеспечение участников рынка современными отечественными расходными материалами, научными разработками, производительным отечественным оборудованием, современными методиками, нормативами, оптимальными системами качества и т.п. 

По-прежнему бизнес в сфере бытовых услуг находится в зоне самых высоких экономических рисков. Если посмотреть на кадровый состав рынка бытовых услуг, ясно просматривается его заполнение кадрами советского прошлого. Это потому, что молодежь не готова начинать бизнес там, где нет технологических параметров, где закон нестабилен, где, либо слишком слаба, либо вовсе отсутствует поддержка власти.

Сейчас, в период непомерного роста налогов и тарифов на рынке бытовых услуг образовалось опасное затишье. Предприниматели ждут, что будет дальше. Реальным шагом ожидания  остается повышение цен на услуги. Как это отражается на населении – уже известно. Падение спроса на некоторые виды услуг приводит к их вымыванию. Меняется пропорция между открытым и теневым рынками в сторону последнего. Не для кого уже не секрет, что многие виды услуг оказываются нелегально, что приводит к потерям в бюджете и снижению качества нелегальных услуг.

Для одних производителей спасением является укрупнение предприятия, для других — создание союзов, гильдий, палат с целью защиты своих интересов и прав, с целью подтягивания технологического уровня до требований конкурентной борьбы.

Донская ремесленная палата была создана в целях объединения производителей бытовых услуг и некоторых видов ремесленной деятельности в борьбе против недобросовестной конкуренции и решении профессиональных задач производства, а также защиты от внешнего, в первую очередь, экономического  давления на бизнес.

В Ростовской области в числе первых в России была организована Донская ремесленная палата (ДРП). У истоков ее создания стояли люди, имеющие большой опыт оказания бытовых услуг населению и быстро осознавшие неотвратимость перехода экономики на рыночные механизмы управления. Они поставили цель сохранить основу бытового обслуживания населения – профессиональные кадры и с их помощью начать возрождение системы бытовых услуг на новых экономических принципах.

Донская ремесленная палата разработала тогда концепцию развития малого предпринимательства в сфере бытовых услуг и предложила ее на рассмотрение администрации области. Многие положения этой концепции легли в основу первоначальных областных  программ развития малого предпринимательства в Ростовской области.

Что собой представляет Донская ремесленная палата, является ли она основой для развития ремесленных отношений на Дону, соответствует ли европейским нормам корпоративного объединения производителей бытовых услуг? Однозначно ответить на эти вопросы нельзя до тех пор, пока в России не будет принят Закон о ремесленной деятельности. Он давно прошел все стадии обсуждения проекта, но до сих пор не принят. В основу инициирования данного Закона положено не волевое решение Правительства, а накопленный в России ассоциативный опыт субъектов ремесленной деятельности. Этот опыт уже есть как в Ростовской области, так и в России в целом, но, к сожалению, не учитывается государством.

Донская ремесленная палата была создана в 1998 году на принципах некоммерческого партнерства, что полностью соответствует характеру общественных отношений в условиях того уровня  рыночной экономики. Ее цели и задачи выражают интересы всех производителей сервисных услуг и ремесленников, работающих в сфере быта. Многолетняя деятельность Палаты продемонстрировала ее важную роль в развитии малого предпринимательства на Дону, расширении сегмента рынка бытовых услуг, внедрении новых технологий, повышении их потребительских качеств.

Основной целью ДРП является содействие развитию всех видов малого предпринимательства и ремесленничества в сфере бытовых услуг, внедрению цивилизованных рыночных отношений в этом сегменте рынка, установлению партнерских отношений производителей бытовых услуг со своими коллегами в России и за рубежом, повышению уровня профессиональных знаний, переходу на высокие технологии производства услуг, а также защите прав и интересов юридических и физических лиц, работающих в системе оказания бытовых услуг и ремесленной деятельности.

Для практического решения задач в ДРП вошли: Донской центр сертификации услуг и продукции, Региональный учебный центр, служба по поставке, наладке и обслуживанию отечественного и зарубежного оборудования, юридическое подразделение, Донской союз парикмахеров и косметологов, Дом моделей «Золотой силуэт». С целью информационного обеспечения производителей бытовых услуг и населения области был организован редакционно-издательский отдел со своим печатным органом – журналом «БОН-партнер».

Организационной работой палаты занимается  Правление Донской ремесленной палаты, председателем которой более 15 лет является  Чаплыгина Галина Ивановна, директор ООО «Росттехинформ».

В составе Правления: Бабиев В.А.- директор ООО ДСБ «Универсал»; Блатман Г.М.- директор ООО  Фирма  «Прогресс»; Гарибов А.М.- директор фотосалона «А. Гарибов»; Гарибянц Г.А.- директор ООО фирма «Робиком»; Дубровин В. А. - директор ООО ПСБ «Газпром»; Фоменко И.И. - директор ООО «Фабрика химчистки»; Янкова В.А., - директор Фирмы «Золотой силуэт», Горностаева Ж.В. - зав. кафедрой «Сервис» ИСОиП- филиал ДГТУ.

В настоящее время  составе Донской ремесленной палаты работает региональный учебный центр  (РУЦ) по подготовке кадров для сферы услуг и  информационно-аналитический отдел. 

На базе РУЦ Ремесленная палата проводит тематические и проблемные семинары, консультации,  конференции, аттестацию специалистов сферы услуг и др. мероприятия.

Учебный центр готов сотрудничать со всеми, кто нуждается в подготовке, переподготовке, повышении квалификации кадров рабочих и ремесленников.

Его конкурсы «Краса Дона» являются отличной площадкой для рекламы отечественных и зарубежных компаний – производителей косметической продукции, инструмента и аксессуаров, пропаганды современных технологий оказания услуг, высокой культуры услуг.

Донская ремесленная палата в своей организационной деятельности по повышению качества и культуры бытового обслуживания равняется на европейские ориентиры. Она  установила деловые контакты с Ремесленной палатой г. Мюнстер Земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия), договор о сотрудничестве с которой был подписан в июле 2003 года. В рамках договора состоялось несколько встреч, определивших конкретные подходы к взаимодействию в области технологий, образовательной деятельности, инвестиционной поддержки, обмена опытом, информацией. ДРП  в составе РПР является членом Ганзейского Парламента, содействующего внедрению современных образовательных программ в сфере оказания услуг населению, опыт работы которого широко пропагандировался журналом «БОН-партнер».

Донская ремесленная палата — член Ремесленной палаты России и в рамках его деятельности проводит большую работу на территории Ростовской области.

Председатель ДРП   Г.Чаплыгина


Наверх