История и реальность

Одной из наиболее социально значимых отраслей сферы платных услуг для города является бытовое обслуживание населения. Российской Федерации, наличием ряда негативных моментов, в числе которых такие, как снижение объемов потребления бытовых услуг, непропорциональное развития отраслевых групп услуг, недостаток предприятий, оказывающих услуги по доступным ценам основной массе населения. В соответствии с Концепцией развития социального обслуживания населения Российской Федерации одним из важнейших звеньев является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения

Бытовое обслуживание населения (БОН) традиционно несет на себе большую социальную нагрузку, а также является сферой приоритетного приложения труда, предоставления рабочих мест, и занятия малым предпринимательством.                            

Бытовые услуги  оказываются  физическим лицам и  классифицируются в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

Бытовые услуги в России — это совокупность видов деятельности, де-факто представляющую  собой отрасль экономики, функционирующую  вне определенного законом юридического отраслевого оформления.  Бытовое обслуживание населения (англ. service industry for population) — деятельность юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм, а также граждан-предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ) на территории РФ, осуществляемая в соответствии с ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации. Правила не распространяются на юридических лиц и граждан-предпринимателей, занимающихся грузовыми перевозками для населения, техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, принадлежащих гражданам, а также оказывающих услуги ломбардов и камер хранения, услуги по устранению недостатков в приобретенных в торговой сети изделиях в период гарантийного срока их эксплуатации. Эти сферы деятельности регулируются специальными нормативными актами.

Если исполнители работ и услуг  наряду с изготовлением одежды, головных уборов, мебели, кожгалантерейных, металлических и др. изделий по индивидуальным заказам граждан осуществляют изготовление изделий в порядке массового или серийного производства без предварительного заказа потребителей и последующую их реализацию населению, то отношения исполнителей с потребителями (включая требования к качеству изделий, гарантии, меры ответственности и др.) регулируются в порядке, установленном разд. II Закона РФ «О защите прав потребителей».

В Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и организации, аналогичные по экономическим параметрам и механизмам управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Фактически все эти отрасли, за исключением некоторых направлений деятельности промкооперации, в период реформаторства, с 1990 по 1998 год, были разрушены принятыми федеральными законами, постановлениями правительства, новыми структурами управления на местах и вновь избранными руководителями регионов и законодательных собраний, малосведущими в этом деле.

Наиболее сильному разрушению подверглись бытовое  обслуживание населения и местная  промышленность.

С учетом того, что служба быта еще в 1987 году перешла на договорные условия работы и фактически превратилась в 137 тыс. мелких производителей услуг, у которых остались централизованными лишь специализированные, заготовительные, ремонтные, метрологические, транспортные и подобные им подразделения, количество предприятий бытового обслуживания к 1996 году уменьшилось до 57 тыс., а если не принимать во внимание «методику досчета» Госкомстата России, то их число стало еще меньше. Сохранилось лишь около 50 тыс. предприятий, причем многие из них только по названию относятся к сфере бытового обслуживания. Объем бытовых услуг в сопоставимых ценах составил в 1996 году всего около 6% от уровня 1990 года.

Бытовое обслуживание населения до 1991 года существовало как специфическая  отрасль народного хозяйства, которая обеспечивала удовлетворение самых насущных потребностей населения в среднем на 70% от рационального норматива. Объем бытовых услуг в России в 1990 году достиг более 5,5 млрд руб., а темп его роста в 1988 – 1990 годах составлял в среднем 15% в год. В отрасли работало около 1,2 млн человек и насчитывалось более 130 тыс. ателье, мастерских и приемных пунктов бытового обслуживания. В сельской местности практически во всех центральных усадьбах существовали комплексные приемные пункты, а в районных центрах и крупных селах действовали дома бытовых услуг со всем комплексом услуг (ремонт холодильников, телевизоров, пошив и ремонт одежды и обуви, химчистка, стирка, парикмахерские услуги, ремонт и строительство жилья и т.п.).

Однако в малых городах, особенно в сельской местности и северных районах, положение катастрофическое. Там служба быта практически отсутствует. О простом человеке – сельском труженике, рабочем добывающей промышленности на северных окраинах нашей страны, т.е. о людях, которые фактически поддерживают нашу развалившуюся промышленность и экономику, - государство совсем забыло.

В современных условиях бытовое обслуживание приобретает всё более универсальный  характер при специализации отдельных  видов и типов обслуживания.

Как сфера экономической деятельности  бытовое обслуживание составляет отдельный  сегмент сферы сервиса, цель которого – удовлетворение бытовых человеческих потребностей.

  Классификация и социально-экономическое значение бытового обслуживания населения

Перечень бытовых услуг, оказываемых населению на территории Российской Федерации, представлен в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН). Классификатор был утвержден Госстандартом Российской Федерации 28.06.1993 г. (последнее изменение – 28.03.2008 г.). Классификатор разработан для решения следующих задач:

  1. повышение стандартизации в сфере услуг;
  2. изучение спроса и прогнозирование объема реализации услуг;
  3. повышение эффективности применения средств вычислительной техники;
  4. проведение процесса сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
  5. приведение классификации услуг в соответствие с международными стандартами.

Для классификатора услуг населению  принята иерархическая классификация  с делением всего классификационного множества объектов на группы. Затем каждую группу делят на подгруппы, которые в свою очередь делят на виды деятельности по целевому функциональному назначению. В ОКУН используют последовательную систему кодирования.

В настоящее время российский рынок  бытовых услуг выходит на качественно  новый уровень. Все больше людей  и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Увеличивается число организаций бытового обслуживания.

Объем рынка бытовых услуг в России оценивается в 400–500 млн. долларов США (по данным игроков рынка). В 2006 году рост рынка составил 5,9%.

Российский рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения получило распространение  не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта являются: трудовые коллективы – 63%, юридические лица – 23% и физические лица – 13%.

В современных условиях отрасль бытового обслуживания населения развивается неустойчиво, о чем, в частности, свидетельствует следующий факт. Удельный вес бытовых услуг в общем объеме платных услуг населению не имеет тенденции к росту. В 2000 году он составил 12,6%, в 2001 году – 12,2%, в 2002 году – 11,7%, в 2003 году – 10,7%, в 2004 году – 10,5% , в 2005 – 10,1, в 2006 -  9,9, в 2007 - 9,7 , в 2008 – 9,9 (см. рисунок 1.1). 

Рисунок 1.1 – Динамика доли бытовых услуг в общем объеме платных услуг населению в России в 2000–2007г., %

Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос  на бытовые услуги, как со стороны  корпоративных клиентов – банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25–30% ежегодно и обусловлен главным образом стремлением состоятельных людей улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.

П данным Bauman Innovation, целевой аудиторией для предоставления качественных бытовых  услуг в России сегодня выступают  не более 10–15% населения – это наиболее обеспеченная часть россиян. Эта аудитория в целом уже охвачена действующими организациями бытового обслуживания.7

Данный  факт позволяет полагать, что, несмотря на оптимистичные показатели развития отрасли бытовых услуг в России, уже в ближайшие годы тенденция  бурного роста может приостановиться, поскольку рынок столкнется с ограничениями спроса.

Объем платных услуг на душу населения растет с каждым годом.

В соответствии с неравномерностью спроса на бытовые услуги среди населения с различным уровнем дохода одними из основных тенденций производства бытовых услуг на современном этапе выступают: снижение предложения по целому ряду бытовых услуг в связи с приватизацией и перепрофилированием предприятий, а также в некоторых случаях «вымывание» услуг, производимых по ценам, доступным для малодоходных слоев населения, и увеличение предложения услуг для населения с высокими доходами.

Нормативно – законодательное  регулирование деятельности предприятий бытового  обслуживания

Понятия «норма», «норматив». Сущность планирования

Норма –то размер плановых затрат на расчетную единицу. Норма – абсолютное число.

Норматив  – выражает плановый уровень тех  или иных затрат. Норматив – относительное  число.

Следует так же обратить внимание на то, что  понятия "норма" и "норматив", используемые в практике нормативного регулирования, не тождественны по своему экономическому содержанию. Понятие "норма" происходит от латинского "norma" – руководящее начало, образец, правило. В экономике нормой называется узаконенный, признанный обязательным порядок (например, норма права). Другая трактовка данного термина связана с пониманием нормы как предельной величины расхода ресурсов на определенные цели. В отличие от нормы, норматив обычно отражает количественную меру связи между различными показателями.Под экономическими нормативами понимаются абсолютные или относительные величины, применяемые для регулирования экономических отношений в народном хозяйстве и выражающие требования к затратам, результатам производства, их распределению и использованию. Нормативы – это форма контроля государства за деятельностью хозяйствующих субъектов. Они отражают связи между объективными экономическими категориям и соответствующими показателями.

Нормативы устанавливают связи между ресурсами  предприятий  и конечными результатами, в которых заинтересовано общество, ориентируют хозяйствующих субъектов на принятие экономических решений, отвечающих как интересам занятых на них людей, так и экономики в целом, служат средством достижения этих интересов. Основной задачей нормативных показателей, применяемых в целях регулирования экономической деятельности как на макро-, так и на микроуровне, является повышения обоснованности планово-программных документов и преодоления их субъективизма. С помощью нормативов достигается объективно обусловленная связь между результатами производства, затратами и доходами предприятий. Определяются важнейшие общественные потребности и возможности их удовлетворения при научно-обоснованных, по возможности минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Функции нормативов классифицируются следующим образом:

  1. регулирующие. Нормативы могут быть использованы для упорядочения финансовых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, министерствами, и различных звеньев экономики друг с другом; регулирования соотношения затрат и результатов, обеспечения соответствия результатов хозяйственной деятельности общественным требованиям и интересам. Примером регулирующих нормативов являются ставки налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями в бюджеты различных уровней; нормативы, устанавливаемые Центральным банком для регулирования деятельности кредитных учреждений; экологические нормативы (предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды, налоги экологического характера) и др.;
  2. стимулирующие. Нормативы должны ориентировать предприятия и организации на повышение эффективности хозяйственной деятельности, лучшее использование ресурсов. Примером могут являться налоговые льготы, предоставляемые хозяйствующим субъектам, ведущим свою деятельность в приоритетных отраслях экономики; нормативы амортизационных отчислений, предусматривающие ускоренную амортизацию основных фондов для определенных категорий предприятий; нормативы фондов экономического стимулирования;
  3. распределительные. С помощью нормативов может осуществляться регулирование распределения ресурсов и результатов хозяйственной деятельности в экономике (например, нормативы распределения прибыли предприятий);
  4. оценочные. Существует большое число нормативных показателей, позволяющих оценить эффективность хозяйственной деятельности предприятия или организации в целом, а также отдельные ее аспекты – нормативы эффективности капитальных вложений, рентабельности, продолжительности строительства, оборачиваемости оборотных средств, освоения производственных мощностей, ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта и др.. Такие виды норм и нормативов широко используются в практике аудита. Сами по себе они не являются регуляторами экономической деятельности, но служат основой для последующего принятия управленческих решений.

Начиная с 60-х годов ХХ века научными учреждениями отрасли бытового обслуживания разрабатывался ряд экономических нормативов. Нормативная база бытового обслуживания населения представляла собой  совокупность нескольких видов социально-экономических нормативов, целевых показателей, социальных гарантий, рациональных нормативов.

Целевые показатели применялись в качестве предплановых оценок в долгосрочном планировании и отражали такой уровень  развития отрасли, который обеспечивал  бы полное по объему и структуре  удовлетворение разумных потребностей человека.

Социальные гарантии представляли собой  нормо - директивы текущего планирования и служили количественным ориентиром для деятельности отрасли бытового обслуживания населения.

Расчет  рациональных нормативов на новый период проводился от базы, в качестве которой применялся достигнутый на момент планирования уровень развития отрасли. Такой подход был заимствован из практики планирования в сфере материального производства, т.к. в течение многих лет отрасль бытового обслуживания приравнивалась к отраслям промышленности и наделялась их характеристиками.

Планирование от базы не может отражать тенденции  развития отрасли бытового обслуживания, т.к. она относится к социальной сфере и имеет субъективную природу, зависящую от потребностей и мотивов  конкретного потребителя.

Планирование от базы характеризовало лишь стратегию  развития отрасли, выбранную органами управления и не учитывало изменения  ситуации на рынке услуг, связанного с влиянием ряда факторов: уровня доходов  населения, спроса на услуги, сезонности, реальных мотивов поведения потребителей, иерархии потребностей и пр.

Законодательное регулирование сферы бытовых услуг.

В условиях современной России трансформируется вся система социально-экономических функций и прерогатив государственных и муниципальных органов власти. Переход к новым экономическим отношениям настоятельным образом требует от органов муниципального управления изменения своей деятельности и создания таких условий, при которых адаптация населения к рыночным механизмам прошла бы без катастрофических потрясений и социальной напряженности. Все это предполагает создание эффективного, отвечающего современным требованиям правового механизма регулирования сферы бытовых услуг.

Правовое регулирование отношений, возникающих  в связи с организацией системы  бытового обслуживания населения, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», других законах и  нормативных правовых актах Российской Федерации и реализуется в рамках Федерального закона «Об основах организации бытового обслуживания населения в Российской Федерации».

Действие этого федерального закона распространяется на всю систему бытового обслуживания населения в Российской Федерации, включающую в себя деятельность органов бытового обслуживания населения по оказанию услуг на основе договоров и выполнению работы для населения, в том числе бытовых услуг по изготовлению изделий (пошиву вещей), проведению ремонтных, профилактических работ по индивидуальным заказам, оздоровительных и косметических услуг (не медицинского характера), а также других бытовых услуг по удовлетворению потребностей граждан, относящихся к личным (бытовым, семейным) нуждам и не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности (услуги мастерских, бань, прачечных, химчисток, фотоателье, парикмахерских, ателье проката и других).

На уровне Российской Федерации сфера бытового обслуживания косвенно регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей";

Законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом  регулировании"; Законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Государственной программой развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства   Муниципальные органы управления, согласно Конституции  РФ, независимы и самостоятельны в  выборе тех функций, которые они  будут исполнять. Данное обстоятельство остро ставит проблему определения  пределов законодательного регулирования  компетенций муниципальных органов власти в вопросах местного значения, а также границ самостоятельности в принятии управленческих решений. Учет и анализ потребительского поведения населения являются наиболее весомыми и значимыми в определении стратегических целей и задач, стоящих перед органами муниципального управления, поскольку именно социальное благополучие населения, обслуживание его интересов является главной целью их деятельности. Однако выделение этих интересов и ориентиров представляет определенную сложность, так как население не является однородным и группируется по различным признакам.

        Одной из основополагающих задач, стоящих  перед органами местного самоуправления, является то, что они «должны обеспечить удовлетворение основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стандартов» .

Управление  муниципальным образованием предполагает определение системы отношений  с разными субъектами, действующими на территории образования. Данная система состоит из следующих основных элементов:

 

     хозяйствующие субъекты, как муниципальные, так  и иных форм собственности;

 

     общественные  организации, объединения граждан, иные формы самоорганизации;

 

     территориальные отделы администрации и муниципальные  учреждения;

 

     домашние  хозяйства/семьи.

 

     Органы  местного самоуправления осуществляют несколько различных функций, которые, соответственно, находят отражение  в общей структуре управления.

 

     Во-первых, в отношении всех хозяйствующих  субъектов орган местного самоуправления выступает как орган нормативный, имеющий право регулировать определенные виды хозяйственных отношений и издающий обязательные для исполнения на территории муниципального образования нормативные акты и правила.

 

  Во-вторых, орган местного самоуправления является для большинства хозяйствующих субъектов заказчиком определенных видов работ, причем в последнее время эта его роль все время возрастает.

 

   В-третьих, для всех хозяйствующих субъектов  орган местного самоуправления выступает  как организация, обеспечивающая условия для осуществления хозяйственной деятельности.

 

   В-четвертых, для муниципальных предприятий  орган местного самоуправления выполняет функции собственника.

 

Все перечисленные функции должны исполняться  в различных структурных подразделениях, поэтому отношения с хозяйствующими субъектами должны строиться на разных принципах. Так, с точки зрения размещения муниципального заказа, органу местного самоуправления безразлично, какое предприятие его будет выполнять, лишь бы условия (стоимость, сроки и др.) были наиболее выгодными.

 

   С точки зрения собственника муниципальных  предприятий, орган местного самоуправления заинтересован в их наивысшей  рентабельности. Но предоставление преимуществ  этим предприятиям при распределении  муниципального заказа приведет к монополизму, завышению цен на услуги муниципальных предприятий и в итоге к дополнительным расходам местного бюджета. Поэтому крайне важно, чтобы функции единого заказчика и непосредственного управления деятельностью предприятий в структуре администрации были разведены.

        Немаловажное  значение в структуре муниципального образования занимают домашние хозяйства/семьи, которые являются основой развития системы духовного производства, индустрии общественной культуры, а  также оказывают решающее воздействие  на развитие сферы материальных услуг (коммунальных, бытовых, транспортных, общественного питания и т.д.).

 

     Кроме того, развитие домохозяйств привело  к решению четырех задач, непосредственно  влияющих на развитие сферы услуг:

 

     – восстановление и развитие материальной семейной собственности;

 

     – развитие внутрисемейного производства предъявило невиданные прежде запросы  к развитию материальных услуг (дороги, станции обслуживания и заправки, водоснабжение, канализация, различный  ремонт и т.д.);

 

     – высокая культура быта повысила стандарты качества и сложность материальных услуг. А это вызвало массовый спрос на культурного и квалифицированного работника сферы услуг, подняло издержки и цены на предоставляемые услуги;

 

     – само развитие домашних хозяйств поставило  конкурентные границы роста цен на услуги, предъявив спрос на широкий круг домашней техники для их производства на дому. Сложился определенный алгоритм в развитии отношений между товарным производством услуг и бытовой техники и нетоварным производством услуг в домашнем хозяйстве .

 

     Тем не менее, «в российской экономике домохозяйства  не сделались еще реальным экономическим  субъектом рыночных отношений, стоящим  «на равных» с предпринимателями  и государством. В лучшем случае их рассматривают как потребителей товаров и услуг, т.е. как население, получающее в ходе распределения в значительной мере через государственные каналы необходимые материальные и нематериальные блага. Домохозяйства выглядят скорее как объект воздействия, а не полноправный субъект экономической деятельности». ФЗ РФ от 14.07.2007 № 446.

Непосредственно регулирующими отношение между  потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания нормативно-правовыми актами являются:

Правила бытового обслуживания населения в  Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025;

Закон Российской Федерации от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

В сфере бытового обслуживания наряду с законами и правилами действуют  государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТы), классификаторы, инструкции, регламенты.

Кроме федерального уровня, сфер бытовых  услуг регулируется и на муниципальном  уровне органами местного самоуправления, которые состоят из субъекта управления (непосредственно сами органы) и  объекта управления (муниципального образования и  муниципального хозяйства).

 

             Перспективы развития и проблемы бытового обслуживания населения

 

Проблемы  развития БОН

 

        Анализируя  состояние сферы бытового обслуживания, можно выделить следующие основные сдерживающие факторы развития бытового обслуживания в районах:

 

    - географическая отдаленность населенных пунктов от стационарных специализированных объектов службы быта, их недостаточное количество, низкий уровень технической оснащенности.

 

   -  тсутствие экономической привлекательности  занятие бизнесом в сфере бытовых  услуг. Низкая платежная способность  основной массы населения приводит к тому, что предприятия службы быта стараются сохранить цены на доступном уровне, в результате вынуждены зачастую работать с убытками. Количество предпринимателей в сфере бытовых услуг растет низкими темпами, граждане, оказывающие нелегально бытовые услуги, не торопятся регистрировать свою коммерческую деятельность официально.

 

    - недостаточно активная позиция органов  местного самоуправления и их участие  в развитии сферы бытового обслуживания на местах.

 

     Наряду  с вышеназванными факторами существует ряд других проблем, характерных для  сферы бытового обслуживания:

 

     - отсутствие современной нормативно - правовой базы и механизмов регулирования взаимоотношений между исполнителями, потребителями бытовых услуг и органами власти. Отрасль фактически выпала из сферы нормативного регулирования из-за отсутствия разработчиков. Вся нормативная база предприятий отрасли осталась на уровне 1990 года. За это время в стране изменилась экономическая среда, и нормативные акты, ориентированные на прежнюю экономическую среду, утратили силу, а новые правовые акты не принимались. За последнее десятилетие введены в действие лишь Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (действующая редакция от 12.10.1999)3. Между тем, подсчитано, что в утверждении и переутверждении нуждаются более 80 тысяч нормативов, ГОСТов, стандартов и т.п. документов, регулирующих совокупность отраслевых групп бытовых услуг;

     - недостаток квалифицированных кадров, особенно при организации услуг с применением современных технологий;

   - слабая материально-техническая база, отсутствие современного оборудования и новых технологий;

  - недостаток технических средств и автотранспорта для организации выездного обслуживания;

      - острая потребность и сложность в получении кредитов на развитие бытовых услуг;

      - недостаток оборотных средств;

      - низкий уровень рентабельности, величина которой находится в пределах 5–10%. Даже у лидеров рынка рентабельность редко поднимается выше 10%. Одним из основных факторов невысокой рентабельности предприятий бытовых услуг выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов. Например, техническое перевооружение фабрики-прачечной обходится в 3 миллиона долларов США, а сроки возврата вложенных средств находятся в пределах 70-ти лет.

В первую очередь именно на решение  проблемы рентабельности ориентированы  сопутствующая и сетевая модели, рекомендуемые экспертами как наиболее эффективные в современных условиях для ведения бизнеса бытовых  услуг. Примечательно, что проблема низкой рентабельности и высоких издержек не останавливает инвесторов, развивающих различные виды бытовых услуг. В частности, наиболее быстрыми темпами в настоящее время развивается сегмент клининга, характеризующийся наиболее высокими издержками на рынке бытовых услуг (только в оборудование и подготовку кадров необходимо инвестировать не менее полумиллиона долларов). Ежегодно сегмент клининга  увеличивается на 50%, в нем появляется до 20 новых компаний.

 Проблемы, с которыми сталкивались в своей работе руководители (владельцы) организаций, занимавшихся бытовым обслуживанием населения (по данным анкетирования руководителей (владельцев) объектов бытового обслуживания на 1 июля 2006.

     - недоступность  имущества и высокие расходы на коммунальные услуги;

     - бухгалтерский учет и аудиторское обслуживание, которые практически не представлены в отрасли;

 

Между тем, сфера бытовых услуг включает более 25 отраслевых групп услуг, многие из которых имеют высокую социальную значимость и связаны с риском для клиента с точки зрения его личной безопасности или материального ущерба. Очевидные проблемы с инфраструктурой этой сферы затрудняют вхождение в рынок новых хозяйствующих субъектов и приводят к уходу с рынка многочисленных малых предприятий, действующих в низкодоходных, но социально значимых, видах деятельности. Поддержка предпринимательства в этой сфере по линии инфраструктуры способствовала бы укреплению отрасли и решению многочисленных социальных проблем.

 

Важнейшим условием повышения инвестиционной привлекательности региона является формирование адаптивной саморазвивающейся  системы поддержки предпринимательства, создание необходимой инфраструктуры, включающей совокупность предприятий, организаций и институтов, обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности и процесс воспроизводства в регионе. Это справедливо в отношении регионов в целом, в отношении малого предпринимательства, составляющего основу рыночной экономики на региональном уровне, в отношении социальной сферы и социально-значимых видов предпринимательства, составляющих центральное звено сферы бытовых услуг, особо нуждающихся в поддержке со стороны органов управления.

 

     Среди других актуальных для российского  рынка бытовых услуг проблем необходимо отметить:

                 низкое качество оказываемых услуг, во многом являющееся следствием  уста-

                  ревшего оборудования, низкого уровня знаний персонала и низких зарплат;

значительное количество проверок, которые не помогают, а скорее мешают деятельности предприятия;

нездоровая конкуренция, например, на предприятиях по ремонту радиоэлектронной аппаратуры;

значительное количество мастеров, оказывающих услуги в частном порядке, что является незаконным, так как такие мастера не платят налоги, аренду, коммунальные  платежи.

 

 Для решения актуальных для современного российского рынка бытовых услуг  проблем, по мнению экспертов, эффективны следующие меры:

 

     – Совершенствование кредитной системы и разработка специальных программ кредитования предприятий сферы бытового обслуживания населения. Сегодня лишь 5% предприятий бытовых услуг пользуются кредитами коммерческих банков. Необходимо упростить доступ к кредитным ресурсам и их получение. Для этого важно активно использовать возможности предоставления льготных кредитов предприятиям, в том числе через фонд поддержки малого предпринимательства, так как более 80% предприятий бытовых услуг относятся к малому бизнесу.

 

     – Предоставление предприятиям обслуживания населения налоговых льгот, льгот по арендной плате.

 

     – Совершенствование нормативного регулирования  деятельности предприятий бытового обслуживания.

 

     И другие меры.

 

     В целом для поднятия и развития отрасли бытовых услуг в России важна социально-ориентированная государственная политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы на социальную сферу. На современном этапе развития рынка бытовых услуг в России весьма актуальна разработка институционального механизма регулирования рынка.

     К сожалению, в нашей  стране развитие услуг сдерживалось объективными обстоятельствами, связанными со спецификой развития всей экономики  страны в целом в течение двадцатого века. Потрясения, пережитые нашей  страной, сильно замедлили темпы развития в этой области по сравнению с промышленно-развитыми странами мира.      Только в 60-е годы страны союза обратили внимание на бытовые услуги. Была поставлена задача удовлетворения потребностей всего  населения страны в услугах, правда только "в пределах рациональных норм потребления". Однако финансирование развития сферы услуг шло по остаточному принципу и не являлось приоритетным направлением развития. Поэтому, к концу 80-х годов по уровню душевого потребления всех услуг в целом страны бывшего союза отставала от США в 5 раз, по душевому потреблению бытовых услуг - в 2. Даже разработанные рациональные нормативы, учитывающие минимально необходимую потребность в услугах, не удовлетворялись. По сравнению с ними обеспеченность бытовыми услугами составляла 77% от норматива, в том числе, по ремонту и строительству жилья - 8,6%, по ремонту транспорта - 14,1%, по химчистке - 29,8%, по услугам парикмахерских - 43,4% и т.д.20      Если ранее многие виды бытовых услуг были заведомо убыточными или весьма низко рентабельными, то в условиях рынка они тем более не могли выжить. Многие приватизированные предприятия службы быта поменяли свой профиль. Одновременно с приватизацией предприятий были ликвидированы городские и региональные органы управления бытовым обслуживанием. Часть из них была преобразована в акционерные общества, в состав которых вошло незначительное количество бывших подведомственных предприятий. К сожалению, в процессе приватизации многие крупные предприятия (дома бытовых услуг, фабрики-прачечные и объединения по ремонту бытовой техники) распались на мелкие цеха, участки, мастерские, ателье, бывшие ранее структурными подразделениями и единицами этих предприятий. Как правило, это сопровождалось снижением ассортимента и потерей объемов оказываемых услуг, снижением уровня бытового обслуживания населения.      Тарифы на услуги росли существенно быстрее, чем  цены на непродовольственные товары народного потребления. Прежде всего, это было связано с непродуманной  системой экономической мотивации  предпринимательства, неумением начинающих предпринимателей мыслить стратегически, желанием немедленного получения высоких прибылей.      Численность предприятий, занятых предоставлением услуг, резко уменьшилась. Существенно  усугубили ситуацию и инфляционные процессы.      Современное состояние  экономики чревато многими опасностями  для малого предпринимательства  вследствие несовершенства рыночных институтов и механизмов. Проблемы его неотделимы от решения макроэкономических задач, и, в частности, снижения инфляции, устойчивого валютного курса, борьбы с коррупцией, обеспечения безопасности бизнеса, претворения в жизнь принятых законов и норм в области поддержки предпринимательства. Опросы выявили следующие трудности, связанные с обеспечением деятельности таких фирм:      - бюрократические препоны и проволочки при регистрации и лицензировании;      - взяточничество;      - удушающий контроль многочисленных дублирующих органов;      - слабость системы коммерческого кредита ( в качестве стартового капитала в подавляющем большинстве случаев 74% пользуются личными сбережениями, 5,3% берут в долг у друзей и родных);      - проблемы поиска и использования производственного помещения (стоимость нежилых помещений или их аренда весьма велики, а выдача разрешений на их использование часто связана с коррупцией);      - трудности, вызванные несовершенством рынка;      - резкий спад платежеспособного спроса;      - плохая работа банковских и юридических структур делает неэффективными легальные способы борьбы с неплатежами;      - неэффективность действий государственных органов по сбору налогов (повышение ставок налогов и репрессий за ошибки ведет к расширению нелегального оборота).      Все эти препятствия  могли бы быть устранены или уменьшены  путем реализации программ поддержки  бытового обслуживания. Но, несмотря на социальную значимость сферы бытовых услуг, на современном этапе какие-либо программы ее развития реально не могут быть осуществлены в силу дефицита финансовых средств государства. Возможно включение таких программ в уже существующие направления, связанные с поддержкой малого предпринимательства, использование планов их реализации с целью развития предприятий бытовых услуг.      Однако, при значительном числе отрицательных последствий  ускоренной приватизации, имеется ряд  положительных моментов, в которых  проявилась специфика сферы сервиса, в частности, ее гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям. Это позволило службе сервиса, и бытовому обслуживанию в частности, не только выжить, но и занять законное, достаточно важное место среди других отраслей экономики страны.      Экономическое значение сферы бытовых услуг объективно возрастает в годы кризисов в силу того, что она призвана значительно, и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских услуг. Она дает возможность приблизить производство к потребителю, помочь выравниванию условий жизни, вовлечь в производство часть материальных и финансовых ресурсов населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления, создать новые рабочие места, ускорить демонополизацию, развивать конкуренцию, служить источником ощутимых бюджетных поступлений.      Одним из самых весомых  факторов воздействия сферы бытовых  услуг на повышение эффективности  общественного производства многие экономисты называют ее влияние на воспроизводство рабочей силы.      Бытовые услуги оказывают значительное влияние на рост производительности труда в общественном производстве. Это происходит в направлении совершенствования социально-бытовых условий на производстве, рационального использования и высвобождения внерабочего времени трудящихся для самосовершенствования. К числу таких социально-бытовых условий наряду с организацией питания, оказанием медицинской помощи, созданием санитарно - гигиенических условий на производстве относят и обеспечение соответствующего бытового обслуживания. Создание коммунально-бытовых объектов на предприятии (пункты питания, медицинского обслуживания, торговые точки, организация системы продуктовых заказов, выездное обслуживание, введение системы приема заказов на бытовое обслуживание и др.) в значительной степени способствует повышению работоспособности каждого работника.21      И последнее, несколько  утраченное временно качество бытового обслуживания населения - экономия денежных доходов населения. В связи с  изменением структуры потребительских  расходов наблюдается постоянный прирост доли расходов на бытовую технику, компьютерную технику, автомобили, индивидуальное строительство. Соответственно возрастающий объем потребностей в их ремонте и обслуживании требует своего удовлетворения на достойном уровне. Привлечение специалистов службы быта для выполнения всевозможных бытовых работ позволяет оказывать высококачественные услуги, экономя при этом средства населения. Нормальное обслуживание и качественный ремонт существенно продлевают жизнь технике, экономя средства ее владельцев на приобретение новой в случае поломки. Раньше существенную значимость играло также и восстановление потребительской стоимости одежды, обуви и т.п. Стирка, химчистка, ремонт обуви, часов, сумок и т.п. экономили денежные доходы населения, продлевая жизнь самых необходимых вещей. Однако сейчас положение несколько изменилось из-за сближения стоимости новой вещи и ее ремонта. С одной стороны, развитие массового промышленного производства существенно снизило цену на эти товары. Выпуск вещей малыми партиями с учетом индивидуальных особенностей потребителей снизил число клиентов ателье индивидуального пошива или изготовления, так как удовлетворил тех, кто предпочитает использовать нестандартные модные вещи. С другой стороны, не умея мыслить стратегически, многие предприниматели взвинчивают цены на ремонт (не заботясь о качестве) и теряют потребителей. Частично в этом есть вина не только предпринимателей, но и государства. Непомерные налоги, высокая арендная плата определяют уровень цен на услуги. Льготы для малорентабельных услуг, оказываемых предприятиями бытового обслуживания беднейшим слоям населения, не только улучшили бы социальное положение населения, но и способствовали бы росту поступлений в бюджет за счет существенного расширения числа клиентов, способных оплачивать эти услуги.      Таким образом, сфера  бытовых услуг имеет большую  социальную, экономическую и политическую значимость, а также очень прочно связана с задачей повышения  качества жизни населения. Качество жизни - интегральное понятие, комплексно выражающее количественный и качественный аспект удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.      Качество жизни  характеризует в количественно  измеряемых единицах (социальных показателях  и индикаторах) состояние целевой  группы (населения муниципального образования), субъективные и объективные стороны ее жизнедеятельности (образа жизни) и объективные условия этой жизни. Структура системы "качество жизни населения территории"может быть представлена в следующем виде:  - физическое и биологическое состояние экологической среды и состояние здоровья населения;      - права и свободы человека, личная и общественная безопасность;      - уровень жизни населения (доходы и расходы населения, общий объем потребляемых населением благ и услуг, пользование товарами и услугами, жилище, социальные возможности и неравенство, социальная защита);      - труд и занятость (занятость, безработица, условия и безопасность труда, социальное партнерство);      - показатели воспроизводства гуманитарно-личностного потенциала субъекта (образование, культура, физкультура и спорт, досуг и отдых).      Выделенные блоки  качества жизни соответствуют основным функциональным сферам деятельности и  ответственности социально-бытовой  и культурной политики местной администрации

                    Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Уральский государственный  экономический  университет. Кафедра Экономики сферы услуг.
 Курсовая работа по курсу: Экономика и организация бытового обслуживания населения на тему: «Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания».  Выполнила: студентка гр. ЭСС-06 Порфирьева Е. Ю. 2010 г.

 


Наверх