Образование - наше ВСЁ!

Сегодня образование не критикует только ленивый. Этому есть объяснение: новое всегда принимается , если не в штыки, то на зуб. К нему всегда есть претензии у власти, общества, у отдельных личностей. В каждой семье есть свои взгляды на эту важнейшую отрасль экономики страны Действительно, без образования не было бы ни промышленности, ни науки, ни освоения космического пространства, ни армии, ни культуры.

Сегодня образование не критикует только ленивый. Этому есть объяснение: новое всегда принимается , если не в штыки, то на зуб. К нему всегда есть претензии у власти, общества, у отдельных личностей. В каждой семье есть свои взгляды на эту важнейшую отрасль  экономики страны Действительно, без образования не было бы ни промышленности, ни науки, ни освоения космического пространства, ни армии, ни культуры.

В конце концов, образование — это наше ВСЁ. Это ВСЁ, к сожалению, переживает еще и сейчас серьезные трудности. Почему еще? - Потому что 90-е годы прошлого века оставили российскому образованию тяжелое наследие. Тогда казалось, что образование падает в пропасть и этому падению не будет конца.

Как бы там ни было, а ОБРАЗОВАНИЕ умеет переживать любые трудности и работать в неимоверно тяжелых условиях. Было все: закрытие школ, профтехучилищ, техникумов, ухудшение материальной базы, резкое сокращение финансирования, дефицит учительских кадров, снижение их качества обучения, неприлично низкая зарплата учителей, демографическая яма, отставание образовательных программ от требований времени и многое другое, через которое надо было не просто перепрыгивать, но и сохранять свое педагогическое лицо, имидж образования, который высоко ценился в нашей стране и за рубежом. Все ругали его, а оно жило, приспосабливаясь к новым условиям жизни, стоически выдерживая удары критики со всех сторон и горькое безденежье. В основной своей массе учителя не покинули школу, не бросили учеников и учащихся на произвол судьбы. Школа соблюдала классическую форму образования, начальное и среднее профессиональное образование, сохраняя старый формат обучения, искало пути выхода из кризиса, в который толкнула его экономика, в т.ч. рынок труда, изменившийся до неузнаваемости: исчезали одни профессии, появлялись другие, безработица при невостребованности профессиональных кадров. Это происходило непредсказуемо, оставляя средние и начальные профессиональные образовательные учреждения в состоянии тревоги и ожидания худшего. Худшее приходило как - то само собой: закрывались училища, техникумы и колледжи, другие объединялись, укрупнялись, меняли названия, профиль подготовки, пускались в поиск учащихся, работодателей, производственной базы для обучения и практики. Самым трудным становился и остается сейчас «рынок сбыта готовой образовательной продукции». Кто не работал и не работает в профессиональном образовании, едва ли представляет масштабы гонки за сохранение системы начального профессионального образования. А она нужна. Ох как нужна будет России уже завтра, послезавтра, тем более в перспективе!

Сегодня принято считать, что образование должно соответствовать спросу рынка труда. Да, должно, но оно должно соответствовать не только ему, потому что кроме труда у человека имеется много других интересов и потребностей, выходящих за рамки этого самого труда. Эти интересы и потребности безграничны, индивидуальны и многогранны. Они входят в сферу интеллектуальной жизни человека и имеют прямое отношение к обществу в целом. Профессиональное образование должно соответствовать и перспективе рынка труда: ведь кадры, не блины со сковородки: съел — и сыт. Кадры, особенно рабочих профессий, должны быть обучены и далее созревать до кондиции нужных экономике квалификаций и компетенций, а это делается не в один день.

Мотивация модернизации начального и среднего профессионального образования как инструмента реализации стратегических целей государства ясна, как белый день.

А что же работники этой системы образования делают сейчас, чтобы заглянуть в этот завтрашний рынок труда, наметить свою стратегию движения к цели? Ждут ли они у моря погоды или плывут по течению? А, может, все-таки думают о будущем, достойном своего времени, профессиональном образовании? Чем они живут и чем дышат?

Редакция журнала в поисках примера достойного выживания и перспективного управленческого решения побывала в пос. Шолоховском Белокалитвинского района Ростовской области в бывшем профтехучилище горного профиля № 68 и попросила его директора Елену Александровну Капралову рассказать, что произошло с некогда благополучным училищем после закрытия всех угольных предприятий в этом замечательном поселке и какими перспективами живет коллектив училища: его преподаватели и учащиеся.

Е.А. Капралова: «История ПУ № 68 (ныне Белокалитвинский технологический техникум - БКТТ) началась в сентябре 1975 года, когда возникла необходимость в подготовке рабочих для предприятий Шолоховского угольного района. Образовательный комплекс из 4 зданий, рассчитанный на 600 учащихся, соответствовал требованиям того времени: учебный корпус, мастерские, бытовой корпус с просторной столовой, актовым и спортивным залами и пятиэтажное здание общежития. Энтузиазм сотрудников и учащихся помог создать уютные кабинеты, оснастить спортивным оборудованием спортплощадку и спортзал, а шефы - шахты «Восточная», «Западная», «Шолоховская» и «Северная», заинтересованные в качественной подготовке кадров - оборудовали лаборатории и мастерские современными по тому времени шахтными механизмами.

В 80-е годы только молодежи после службы в армии обучалось по 6 групп по специальностям подземные электрослесари, машинисты горно-выемочных машин. Для обеспечения шахт другими рабочими кадрами в училище готовили токарей, сварщиков, автослесарей. Качество обучения было высоким. Часть мастеров производственного обучения – выпускники техникумов и вузов, часть направлялась угольными предприятиями из числа наиболее опытных горняков. Высокий уровень знаний давали руководители и мастера шахт, такие как А.В.Кочетов, В.Н.Попов, М.М.Гуторов.

Связь с предприятиями была очень тесной. Кроме профессионального наставничества над учащимися, были и различные формы совместных мероприятий: экскурсионные поездки, встречи с ветеранами труда, участие в праздничных демонстрациях. Еще находясь в стенах училища, юноши осознавали себя частью будущего рабочего коллектива. Последняя группа подземных электрослесарей закончила обучение в 2002 году. К этому моменту шахты уже были закрыты. Жизнь сразу поставила их в сложную ситуацию и тут же заставляла приобретать новую профессию. Часто с грустью листаю списки выпускников тех лет. Сколько судеб сломано, сколько жизней нелепо оборвалось! Выстояли сильные и удачливые.

С начала 90-х годов учебное заведение лихорадило. Кого мы только в эти годы ни готовили! Были строители, резчики по дереву, портные, парикмахеры. Педагогическому коллективу очень хотелось выстоять и помочь поселку, оставшемуся без работы, взять на себя часть нагрузки и готовить кадры для других сфер деятельности, охватить образованием как можно больше молодежи, не оставить их без дела, спасать от отчаяния. К сожалению, эту заслугу педколлектива ( и не только нашего) государство не оценило. Нас поддерживало в основном только Министерство образования Ростовской области, стремясь спасти училище от закрытия. Мы вместе в борьбе со стихией рынка его все-таки отстояли.

В 2007 году путем реорганизации к нам было присоединено ПУ № 67 из соседнего пос. Горняцкого, готовившее продавцов, поваров и кондитеров. В июне 2015 года к нам присоединили ПУ № 66, готовившее ранее продавцов, парикмахеров и строителей. Не трудно представить, как это было важно для горняцких поселков, где безработица зашкаливает все допустимые пределы. Не трудно представить и то, какой груз упал нам на плечи. Но... никто из мастеров и преподавательского состава не возражал и не возмущался. Все понимали: это выход!

Скажу сразу, как директору, так и моим заместителям было очень трудно. Лета у нас не было - была работа. Но мы знали: здания, мастерские и другие объекты комплекса должны быть отремонтированы в срок, оборудованы и готовы к принятию учащихся. Одни мы, конечно бы, не справились. Мне хочется выразить благодарность Министерству образования Ростовской области. Без их поддержки ничего бы не было. Еще хочу сказать большое спасибо Губернатору Ростовской области Василию Юрьевичу Голубеву за его заботу об образовательных учреждениях Шолоховского угольного района, за его поддержку наших проектов по созданию Белокалитвенского технологического техникума. Хочу выразить надежду на дальнейшее понимание важности подготовки профессиональных рабочих кадров в бывшем угольном Шолоховском регионе. У нас и наших учеников есть надежда, что еще будут в нашем районе и новые шахты, и их инфраструктура, будут и другие предприятия, которым потребуются квалифицированные рабочие руки. Уверены, не напрасно стараемся, не зря тратим свои знания, силы, педагогические способности и время.

Что ждет нас в ближайшем будущем? - Надежда на лучшее завтра.

У нас уже сегодня есть БКТТ - прекрасный комплекс, но его необходимо наполнить содержанием. Есть юноши и девушки, но пока в лабораториях нет современного оборудования. Пока есть большие трудности с организацией производственной практики. В условиях мастерских ее проводить невозможно. Во-первых, учащиеся должны работать только на предприятиях и постепенно входить в производственные отношения. Во-вторых, скудное оборудование мастерских не соответствует требованиям времени и не позволяет подготовить ребят к работе на модернизирующимся производстве. В качестве примера перечислю сварочные аппараты наших мастерских: ГАМА-3200, COMBI-182, ТДМ-305 и т.п.. Профессионалы могут оценить степень их отсталости. Выход один — нам нужно более современное оборудование. Надеюсь, мы эту проблему решим с помощью Министерства образования и предприятий Белокалитвинского района, которых не так много, но они есть. Те же проблемы и с обучением поваров-кондитеров. Многие частные предприятия учащихся на практику не берут: оберегают производственные секреты, да и зачем им лишние хлопоты. Устраиваем работать в школьные столовые и детские сады. Это непросто и, кроме того,

многому там научиться будущий повар не может. До уровня хороших ресторанов и кафе мы не дотягиваем: не позволяет устаревшая производственная база мастерских и лабораторий.. Думаю, администрация района должна нас собрать, выслушать и помочь решить общую задачу. В конце концов, мы продолжаем образовательный процесс из года в год, вовлекая в него молодежь района, которой особенно-то и деваться некуда. Из нее готовим профессиональные кадры опять же для района. Значит, нужна координация действий образовательных учреждений и предприятий муниципального образования. Переговоры напрямую с руководителями предприятий и организаций не дают нужного результата. Предприятия предпочитают брать готовое. Но, по сути, мы с ними в одной упряжке, значит, и воз должны тянуть вместе. То, что мы делаем, мы делаем не для себя, а для общества. Уклонения от этого дела быть не должно.

Конечно, есть в области прекрасные ресурсные центры с новейшим оборудованием, и мы знаем, как и кем они создавались. А как быть провинциальным учебным организациям? На этот вопрос должен быть ответ. У нас есть педагогические кадры. Хорошие кадры! А это немало.

В.В. Путин много внимания уделяет проблеме профессионального образования в стране не случайно: модернизация экономики требует от трудовых ресурсов высоких компетенций и квалификаций. Мы от своей задачи не уходим. Почему уходят те, кому мы готовим кадры? Президент тоже говорит об этом — о задачах работодателей в подготовке кадров. Кто повернет их лицом к реальному участию в этой подготовке? На мой взгляд, только муниципальная власть в состоянии координировать действия образовательных учреждений и предприятий разных форм собственности на своей территории. Не теряем надежды, что так и будет.

Проблем много, решить их все пока не удается, но мы к этому стремимся.

И еще хотелось бы поднять вопрос о необходимости готовить хороших мастеров и преподавателей для системы профобразования.. Выпускники индустриально-педагогических факультетов, к сожалению, нередко далеки от того, чтобы научить конкретной профессии. Не каждый прекрасный сварщик может передать свой опыт ребятам, не из каждого повара получается преподаватель, потому что они не владеют навыками преподавательской работы. Пока сегодня в техникум просится на работу поток юристов, экономистов, бухгалтеров, менеджеров. А нужны совсем другие специалисты - имеющие знания и практические навыки работы по техническому перечню специальностей и способные обучать молодежь и безработных рабочим профессиям. Это сказано не в порядке критики, а в порядке требований реальной жизни. Одному Минобразования эту задачу не решить: слишком широк и многообразен круг вопросов, которые сегодня ему приходится решать. Самой важной в этом круге является проблема образования и обучения профессиональному мастерству в инновационном формате знаний. Но она никогда не решится на пустом месте. Нужна инновационная образовательная база, а не единичные площадки. Для этого нужны не столько деньги, сколько механизмы взаимодействия образования с инновационными предприятиями. Нужно руководствоваться тем, что образование и подготовка кадров - процесс непрерывный, методичный, последовательный, всеобъемлющий и очень конкретный. В нем мелочей не бывает.»

Редакция журнала низко кланяется стойким работников системы профессионального образования и поздравляет всех, в том числе коллектив Белокалитвинского технологического техникума, с Новым, 2016 годом. Пусть он будет для вас годом больших успехов в подготовке рабочих-профессионалов. Будьте здоровы, благополучны и счастливы! И помните, будущее России — в Ваших руках и что образование — наше ВСЁ!

Подготовила Л. Артюхина


Наверх