Самозанятые — это кто и зачем?

Самозанятое население – это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой. Он даже подготовил Памятку для самозанятых..

Как писали  СМИ, с 1 января 2015 года у самозанятых граждан появится возможность вести легальный бизнес без регистрации ИП. Например, еще 30.10.14  в Интернете  выложена информация  Сергея Васильева  о самозанятых в России. Он сообщает:

«Комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрел законопроект Минэкономразвития о введении особой патентной системы для предпринимателей без наемных работников и рекомендовал его к принятию в первом чтении. Об этом 29 октября в ходе пресс-конференции на тему "Стимулы развития бизнеса. Зачем нужны патенты для самозанятых и налоговые каникулы?" сообщила директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкомразвития РФ Наталья Ларионова».

Предложение ввести особую систему выдачи патентов для самозанятых граждан изначально прозвучало в первом докладе уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, в июне представленном  Владимиру Путину.

"Российским законодательством не предусмотрен особый правовой статус «самозанятый гражданин», - констатировалось в докладе. - Необходимость регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя - с соответствующей ответственностью всем своим имуществом, уплатой социальных платежей и налогов уводит самостоятельную экономическую активность граждан в нелегальный сектор. По разным оценкам, самозанятого населения, которое остается «невидимым» для управления, стимулирования, статистического учета и фискальной нагрузки, в России насчитывается до 3 млн. человек". (На самом деле больше.)

Бизнес-омбудсмен предлагал внести в статью 23 ГК РФ «Предпринимательская деятельность гражданина» изменения, согласно которым гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без государственной регистрации на основании приобретения патента.

Раньше других отреагировал ПРФ. Пенсионный фонд определил  кто относится к самозанятому населению.

«Самозанятое население – это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой. Он  даже подготовил Памятку для самозанятых..

Когда говорят, что о самозанятых в прошлом году заговорили впервые — это неправда. Эта тема была даже научно разработана. Так, в 2006 г. в Самаре была защищена кандидатская диссертация  по теме "Самозанятость населения в российской экономике: формирование и регулирование" Ее автор Л.В. Максимович. Защита состоялась по специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч. экономика труда). Работа была выполнена в ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет».

Об актуальности темы исследования в ней сказано: «Одним из видов занятости, постоянно присутствующих в системе национальной экономики, выступает самостоятельная занятость населения, масштабы распространения которой, ее роль и место в экономической жизни могут изменяться от минимального до весьма существенного в различных условиях и в разные периоды времени. Так, в советское время самозанятость присутствовала в экономике страны, но законодательно не признавалась, хотя была под контролем финансовых отделов, которые выдавали патенты самозанятым и и контролировали их. Но с развитием рыночных отношений, признанием частной собственности была признана и самозанятость, играющая значительную роль в адаптации населения к сложившимся условиям. В обстановке, когда общественное производство и состояние рынка труда оказались во многом неспособными удовлетворить жизненные потребности населения, самозанятость позволила использовать потенциал рыночных отношений и выжить наиболее мобильной части населения».

Далее идет авторская трактовка содержания экономической категории самозанятости путем включения в экономические отношения трудовых отношений организации собственного дела. В исследовании сказано,что  Самозанятость выступает как одна из разновидностей занятости. Однако при самозанятости работодатель и работник совмещаются в одном лице. В этом состоит особенность отношений самозанятости. Отличительной особенностью самозанятости в сопоставлении с занятостью выступает также то, что в этой категории выражаются трудовые отношения не только включения, вовлечения в процесс труда, но и организации процесса труда. Особенность категории самозанятости состоит в том, что она представляет собой определенный вид трудовой деятельности. Сущность самозанятости можно определить как процесс включения населения в экономическую деятельность, выражающийся в самостоятельной организации производства товаров или услуг в целях получения дохода. Самозанятость предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и самостоятельное создание рабочих мест за счет собственных или заемных средств. Самозанятостъ способствует формированию и развитию рыночных отношений и выступает как инкубатор предпринимательства. Поскольку самозанятость как экономическая категория включает отношения создания рабочего места, организации собственного дела, что предполагает инициативную новаторскую деятельность, самозанятости присущи признаки предпринимательства - это дает основание рассматривать самозанятость как одну из форм предпринимательства. Поскольку самозанятости имманентна частная собственность на средства производства, основанная на личном труде, трудовой характер частной собственности определяет трудовой характер доходов (в денежной или натуральной форме) в результате самозанятости. Следовательно, те формы хозяйствования, где применяется наемный труд, не могут быть отнесены к самозанятости.

Далее приводятся формы занятости, основания квалификации самозанятости.

Также автор говорит о достоинстве самозанятости, которое  заключается в том, что она способствует преодолению психологического кризиса, преодолению выжидательных и иждивенческих настроений  и укрепляет веру людей, прежде всего, в свои собственные силы. Значение самозанятости определяется тем, что, организуя собственное дело, безработный выбывает из состава безработных, и государство не расходует на него средства на выплату пособия по безработице; труд самозанятого сам производит доход на собственное содержание и еще на содержание общества и государства (через уплату налогов).

Говоря о трансформации экономических отношений в России, автор подчеркивает, что  в связи с рыночным реформированием российской экономики происходит трансформация менталитета населения. Это находит отражение в трансформации нравственных ценностей и идеалов. С одной стороны, в форме развития самозанятости появилась возможность реализовать имеющиеся у населения возможности к предпринимательству, возродить национальные ремесла, реализовать себя в процессе индивидуальной трудовой деятельности.

Развивая тему, автор в  третьей главе «Государственное регулирование самозанятости в России» рассматривается регулирующая функция рынка труда в сфере занятости, обосновывается необходимость государственного регулирования самозанятости, определяются формы государственного регулирования самозанятости, дается анализ существующего налогообложения индивидуальных предпринимателей как формы государственного ее регулирования. Автор считает, что государственная поддержка самозанятости неразрывно связана с поддержкой предпринимательства, которое осуществляется: путем совершенствования нормативно-правовой базы предпринимательства; финансовой и инвестиционной поддержки; поддержки развития инфраструктуры самозанятости и предпринимательства; совершенствования деятельности государственного аппарата; совершенствования налогообложения; преодоления административных барьеров; содействия в обучении и повышении квалификации предпринимателей.

Автор считает, что  введение патента для индивидуальных предпринимателей, не применяющих наемный труд  позволит: разграничить предпринимателей, применяющих и не применяющих наемный труд; он позволит вывести самозанятых из неформального сектора экономики; пополнить местный бюджет за счет стоимости патентов; обеспечить социальные гарантии самозанятому населению. Все это возможно только при том условии, если субъекты РФ сделают стоимость патентов разумной, а виды деятельности по патенту не ограничат до минимума.

Далее оставляем читателю интерес к прочтению данной диссертации. Кстати сказать, она не первая и не последняя на эту тему. С 2006 г. прошло девять лет!!!, а в правительстве до сих пор не выяснили , кто такие самозанятые и как их легитимизировать Получается, наука по себе, а власть сама по себе. Она, очевидно, не интересуется научными разработками. Напрашивается мысль, что в разработке проектов программ по развитию экономики ученые или не принимают участие совсем, или участвуют опосредованно с большой степенью отдаленности.

А теперь перейдем к общественному  обсуждению проблемы самозанятости населения.

  1. "Российская Бизнес-газета" №1011 (32), 18 08.2015. Б. Титов (уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей).

Мнение ремесленной палаты Кировской области: Р. Албычева, председатель РП 

Определение «самозанятые» граждане не такое уж и новое  Это предприниматели, имеющие особый статус. Я хорошо помню, как в стране работала система патентщиков — так в народе называли мастеров, которые шили, ремонтировали, оказывали другие индивидуальные услуги и выполняли индивидуальные заказы по производству работ, продуктов, товаров Они работали чаще всего самостоятельно в домашних условиях и не имели наемных работников. Иногда они объединялись в артели и создавали предприятие. Артели платили налоги с оборота, а отдельные патентщики — оплачивали патент. Упрощенный учет не напрягал ни тех, ни других. Мастера работают руками, у них нет времени составлять отчеты в налоговую службу и различные фонды, тратить время на очереди в этих заведениях.

В послевоенные годы артели состояли в основном из инвалидов ВОВ, где они осваивали навыки  ремесла. Мастера вносили свой вклад в восстановление народного хозяйства и кормили свои семьи.

Сейчас другие, более сложные рыночные отношения и другое отношение власти к самозанятым. Поэтому лучше всего  знать мнение специалистов Ремесленной палаты России, которые хорошо знают систему регулирования отношений  в сфере самозанятости. Мне кажется, что правительство игнорирует опыт предыдущих поколений управленцев в сфере ремесленной деятельности (а самозанятые  в своем большинстве  относятся к категории ремесленников) и от этого многое теряет. Все мы видим, какие сбои дает система самоорганизации предпринимателей. Это потому,  что нет настоящего государственного регулирования сфер ремесленной деятельности и бытового обслуживания, вообще каким-то чудом выпавшего из системы государственного регулирования, чего нет ни в одной стране мира. Если без государственного регулирования мы отпустим самозанятых  в рынок прямо сейчас, они уйдут в тень, как раньше это уже сделали их коллеги по видам деятельности,  и оттуда вернуть их будет очень трудно. Считаю, что принятие закона о самозанятых должно произойти после принятия закона о ремесленной деятельности. Люди не животные, они не  должны  пастись  на беспривязном содержании. Они должны быть профессионалами в своей ремесленной или другой профессиональной  деятельности и сами должны принимать решение — работать  им на производственных предприятиях, идти ли наемными работниками или заниматься предпринимательской деятельностью,  в т.ч. на условиях самозанятости. Рынок как экономическая категория предусматривает порядок и законность участия в нем.

Конечно в предпринимательской среде  бытует сознание обязанности власти перед предпринимателями. Один из предпринимателей на просьбу прокомментировать идею закона о самозанятых выразил свое мнение  примерно таким образом. Оно не безосновательно.

Он говорит, что  число «самозанятых» больше всего в системе бытового обслуживания населения. Ее разрушили в 90-е годы и она прекратила существовать как государственная  отрасль  оказания бытовых услуг. Как рыночная система существует и даже развивается, но  крайне неравномерно. В настоящее время, когда поднят вопрос о самозанятости, сложилась ситуация, позволяющая создать (или воссоздать) систему бытового обслуживания. А именно:  появилось желание государства легализовать самозанятое население, которого больше всего в системе бытовых услуг; вырос спрос на услуги бытового обслуживания (ремонт бытовой техники, одежды, обуви и т. д.); выросло число свободных (не используемых) нежилых помещений. Это хорошие предпосылки для возрождения системы бытовых услуг. В связи с этим необходимо:

  • обязать муниципальные власти передать предварительно подготовленные помещения (рабочие места) ремесленникам в безвоздмезное пользование;
  • дать возможность ремесленникам осуществлять работы на высоком технологическом уровне;
  • запретить субаренду;
  • осуществлять информационную поддержку и рекламу ремесленничества;
  • в налогообложении ничего придумывать не надо, нужно вернуть ЕНВД с разумной ставкой.

Его мнение, что патентная система ухудшит положение ремесленников. Патент — это благо только для самозанятого населения. При принятии закона о ремесленниках нужно определить, что «самозанятый гражданин», выполняющий работу на высоком профессиональном уровне — это и есть ремесленник. Нужно запретить принуждение ремесленников, претендующих на свободные помещения, к дополнительным платежам на муниципальные и другие нужды.  Но самое главное в отношениях ремесленников и государства — это их доверие к местной власти.   Предприниматели уже не верят, что местная власть будет о них заботиться и не будет искать лазейки в законах, чтобы взять с ремесленника и предпринимателя как можно больше.

Электронные письма по теме «самозанятость».

Например, 5 сентября в Донскую ремесленную палату пришло электронное письмо такого содержания: «Здравствуйте! Прочитала статью в Вашем журнале о подготовке законопроекта о самозанятости. Я как многодетная мама предлагаю в список профессий включить и профессию «профессиональной мамы» (очевидно, имелось ввиду «самозанятой мамы» -ред)

Женщины, имеющие три и более малолетних детей, зачастую не могут позволить себе выйти на работу на полный день, а на неполный не берут. В результате получается — ни стажа, ни пенсионных отчислений. Я считаю, что работа женщин в домашнем хозяйстве тоже должна как-то учитываться..

А что, разве это не проблема? Это большая проблема, заслуживающая обсуждения. Скорее всего, надо пересматривать пенсионное законодательство и увеличивать страховую пенсию  для этой категории граждан. Если она будет достойной, тогда не понадобится материнский капитал, тогда и дети будут в порядке, и семьи крепче. А можно засчитывать годы воспитания детей до 14 лет в стаж  работы с заработком равном среднему по региону или стране. По крайней мере, женщины рожают детей не только для себя, но и для государства, обеспечивая его демографическую безопасность и трудовой потенциал.

Считаю, что обсуждение по данной проблеме нужно продолжить.


Наверх