Нужен ли закон о ремесленной деятельности?

Этот вопрос сегодня волнует как самих ремесленников (а их в России несколько десятков миллионов человек), так и систему профессионального образования, нацеленную на подготовку кадров для всех сфер профессиональной деятельности. Ремесленное образование в ней занимает особое место по причине неопределенного правового статуса ремесленников и их места в экономике страны, а также  специфики отношения власти к  ремесленной деятельности как  экономической категории. Вместе с тем,  факт присутствия ремесленной деятельности в сфере трудовой занятости населения и производимого им  ремесленного продукта заставляет задуматься над феноменом  ее выживаемости в  условиях законодательной  изоляции и отсутствия логичной нормативно-правовой базы, побуждая сферу профессионального образования и профессиональные объединения ремесленников искать пути  легитимации  ремесленничества как специфического способа производства товаров, продуктов, работ, услуг с целью его дальнейшего развития в соответствии с потребностями государства и общества в рамках модернизационной модели стратегии России. Кроме того, ремесленный способ производства  способствует развитию не только навыков и умений, но и предпринимательства, являющегося основой рыночной экономики, в том числе малого бизнеса.

Как известно читателям журнала, рассмотрение последнего варианта проекта ФЗ «О ремесленной деятельности в РФ», разработанного на основе  партийного проекта «Единой России» «Комфортная правовая среда» депутатом Госдумы Р. Марданшиным  при  участии группы   «Молодых профессионалов» АСИ, приторможено. Очевидно, политические события последнего времени, связанные с санкциями Запада против России, повернули законотворческую активность Думы в несколько иное русло.  Но это не означает, что вопрос снимается с повестки дня.

Работа по продвижению закона продолжается, поскольку жизнь не стоит на месте и актуальность проблемы не ослабла. Чтобы придать ей научную основу,  ученые  ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) продолжают разрабатывать эту тему  в  социально-педагогическом  аспекте  в связи  с растущим спросом сферы малого и среднего предпринимательства на высококвалифицированных специалистов ремесленного профиля.

Совсем недавно  аспирант  вуза Андрей Викторович Моисеев  (научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент тоже Андрей Викторович Ефанов) защитил диссертацию «Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект)» на звание кандидата педагогических наук.

Пройти мимо этого события редакция не могла по двум причинам. Первая — раз педагогическая наука занялась этой проблемой, значит, есть научные обоснования ее значимости. Вторая — А.В. Ефанов,  директор научно-образовательного центра  развития ремесленничества РГППУ, лидер проекта «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, один из авторов варианта проекта ФЗ «О ремесленной деятельности в РФ».

Ремесленная деятельность в России и пути ее легитимизации стали одним из направлений его научной и общественной деятельности.

С его согласия редакция журнала задала автору диссертации «Развитие ремесленного образования на Урале в XVII -начале XX вв.», кандидату педагогических наук  Моисееву А.В. несколько вопросов, ответы на которые будут интересны читателям.

 

 

  • Андрей Викторович! Какую основную цель Вы преследовали, выбирая данную тему диссертационного исследования?

 

  • Тема выбрана не случайно. Профессиональное образование сегодняшнего дня столкнулось с проблемой соответствия научно-теоретического обоснования ремесленного образования  в современной России требованиям экономики и педагогики. Изучив опыт отечественного ремесленного образования предшествующих периодов  и международный опыт развитых стран, совместно со своим научным руководителем А.В. Ефановым мы решили в качестве темы диссертационного исследования взять  тему «Развитие ремесленного образования на Урале в XVII - начале XX вв.» в  целях  создания научной доказательной базы  перспективы возможной реализации международных образовательных проектов по подготовке специалистов ремесленного профиля. Если Вы спросите, почему рассматривается период до начала XX века, отвечу, что после гражданской войны в России  начался период индустриализации экономики, и понятие ремесленной деятельности в экономическом лексиконе перестало существовать, что нашло отражение и в педагогической науке, несмотря на то, что ремесленные училища существовали вплоть до 60-х годов XX века.

 

  • Вы считаете, что эта тема настолько актуальна в наше время, что ей нужно посвящать научное исследование?
  • Не только считаю, я убежден, что тема крайне актуальна, когда в экономики России произошли такие кардинальные структурные изменения. И вот почему. На протяжении многих веков обучение ремесленным видам деятельности играло важную роль в формировании подрастающего поколения, в профессиональном и социальном становлении молодых людей. Имея в нашей стране глубокие национальные корни, ремесленничество положило начало появлению целого ряда профессий, а ремесленная мастерская как первая организационная форма подготовки работников с выраженным индивидуальным стилем деятельности и востребованными социально-профессио-нальными качествами стала прообразом современной профессиональной школы. Опыт дореволюционной России свидетельствует о том, что ремесленники вплоть до начала XX в. относились к числу наиболее благополучных, экономически устойчивых социальных групп. Это было связано с тем, что ремесленничество как социальный институт базировалось на определенной духовно-ценностной основе, имело национальные традиции, экономические и правовые формы бытования. Все это обуславливало природу и характер ремесленной деятельности, и, соответственно, особенности профессиональной подготовки ее субъектов.

Между тем, за минувшее столетие прервались многие связи, обеспечивавшие культурно-продуктивную преемственность поколений, утрачены базовые основания, необходимые для полноценного развития ремесленных структур: институциональные, производственные, образовательные. При этом в наступившем XXI веке социально-экономические и культурные детерминанты обуславливают развитие ремесленничества уже на новой технологической основе.

Начавшийся в нашей стране устойчивый рост малых производственно-ремесленных форм сегодня нуждается в адекватной системе подготовки кадров, что по мере совершенствования существующих и принятия новых регулятивных основ потребует выделения особой отрасли образования – профессионального ремесленного образования  Разработка его теоретической и технологической базы становится в настоящее время весьма актуальной научной проблемой и приоритетной практической задачей, решение которой имеет важное социально-экономическое и хозяйственное значение, так как способствует обеспечению трудовой занятости и самозанятости населения, создает необходимые предпосылки для решения кадровых проблем на региональных рынках труда.

  • Почему для исследования Вами выбран только уральский регион, хотя проблема существует в целом для России?
  • Урал особый экономический регион со своими ремесленными особенностями и традициями. Это один из крупнейших экономических и культурно-исторических регионов России. Вышеназванная задача для него особенно актуальна, она определяет необходимость научных изысканий и осмысления уже накопленного в прошлом большого  педагогического опыта. На территории Уральского региона наиболее четко прослеживаются интеграционные процессы, образующие интегральную систему   развития ремесленного образования с учетом  традиций, технологий, школ мастерства. Присуща региону и   эндемичность, т. е. особое территориально-культурное, пространственно-временное своеобразие профессионально-образовательной среды, обусловленное интенсивными инверсионно-медиативными связями с горнозаводской промышленностью, местными промыслами и ремеслами, о чем говорится в работах  С. А. Днепрова, А. С. Максяшина др. ученых-исследователей.

К сожалению. опыт подготовки ремесленных кадров, сложившийся в Уральском регионе в XVII – начале XX вв., в историко-педагогических исследованиях по существу не систематизировался, не находил теоретического обобщения и, тем более, обоснования возможности его применения в условиях современной профессиональной школы. Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими аспектами ее осмысления:

  • социально-педагогический аспект связан с растущим спросом сферы малого и среднего предпринимательства на высококвалифицированных специалистов ремесленного профиля, подготовка которых должна учитывать и опыт обучения ремесленным профессиям в предшествующих периодах;
  • научно-теоретический аспект актуальности вызван отсутствием теоретических исследований, в которых была бы представлена обобщенная картина становления системы ремесленного образования в дореволюционной России, выявлены своеобразие и тенденции его развития на Урале в XVII – начале XX вв.;
  • научно-методический аспект исследования заключается в необходимости разработки путей и механизмов применения историко-педагогического наследия ремесленного образования в условиях современной профессиональной школы.

 

  • Андрей Викторович! И все-же что является основополагающей идеей вашего исследования?
  • В том, что в основу ремесленного образования заложена важная человекотворящая функция, которая реализуется за счет сплава системы знаний, практического и духовного опыта, возрождение и реинтеграция которого в современный мир на новой технологической базе позволят создать необходимые условия для профессионального становления и творческого саморазвития значительной части молодого поколения. Исходя из идеи, одной из основных задач исследования является разработка  структуры, содержания и обоснование  возможности применения историко-педагогического наследия отечественного ремесленного образования в современной профессиональной школе.

В теоретико-методологическую основу исследования заложены основополагающие философские идеи о человеке и его трудовом воспитании, природе и сущности продуктивной деятельности, ее целесообразном и творческом характере.

 

  • Что Вы можете сказать о теоретической и практической значимости данной темы?

- На основе понятийно-терминологического анализа проблемы идентификации ремесленного образования в научный оборот введено понятие «историко-педагогическое наследие ремесленного образования», под которым понимается педагогический опыт, аккумулирующий цели, ценности, содержание, формы, методы, средства, условия обучения и воспитания ремесленников в прошлые периоды. Использование ключевых идей и положений этого опыта в теории и практике профессионального образовании будет способствовать восстановлению утраченной преемственности и формированию новых целевых ориентиров для отечественной профессиональной школы. Что касается практической значимости, могу сказать:  отдельные положения исследования уже нашли применение в ходе реализации международного проекта «Профессиональное образование специалистов малого предпринимательства в сфере строительства» (2010–2012 гг.) в профессиональных образовательных учреждениях Уральского региона. Теоретические выводы диссертационного исследования были использованы АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» при реализации проекта «Новые ремесленники России» (2012–2015 гг.) с целью обоснования необходимости современных институциональных преобразований в сфере ремесленной деятельности и ремесленного образования. Выявленные особенности подготовки по ремесленным видам деятельности, сформировавшиеся в прошлом в Уральском регионе, могут быть использованы при проектировании и внедрении новых образовательных программ по ремесленным профессиям.

 

  • Как Вы думаете, что тормозит практическую реализацию основной цели Вашего исследования?
  • Отсутствие законодательной базы развития ремесленничества в России. Многолетние попытки ученых, педагогов системы профессионального образования, ремесленных объединений и самих ремесленников повернуть власть лицом к решению проблемы наталкивается на полное непонимание ее важности, в то время как  от ее решения зависит не только сохранение и приумножение российского ремесленно-культурного наследия, но и поднятие на достойный уровень имиджа человека ручного труда, определение его места в системе российского рынка, использование предпринимательского потенциала в развитии малого и среднего предпринимательства, легитимизация его занятости,  непрерывность передачи навыков ремесленного труда, рост и использование творческого потенциала ремесленников, трудовое воспитание молодежи. Принятие Федерального закона о ремесленной деятельности откроет большие горизонты для новых ремесленников России.

 

  • Считаете ли Вы, что это должна быть тотальная система ремесленного образования, которая ранее существовала в России или достаточно нескольких образовательных центров  профессионального образования ремесленников, что участие в WorldSkills тоже достаточно, чтобы показать имидж нашей страны на международном уровне?
  • Старой системы ремесленного образования априори быть не может. Это должна быть новая система профессионального образование, идеи которой  вот уже более десятка лет облекаются в новые программы и форматы профессионального образования в нашем университете и некоторых других вузах Екатеринбурга. Имеется такой опыт еще в ряде  регионов. Но одно образование проблемы не решит. Подготовка кадров должна осуществляться целенаправленно в соответствии с потребностями и изменениями рынка ремесленного труда, в соответствии с технологическими тенденциями. Что касается профессиональных конкурсов, то они играют огромную положительную роль, определяя ориентиры профессионального совершенствования в   национальной системе   компетенций и квалификаций. Они стимулируют движение профобразования по пути технологических инноваций.  Россия - огромная страна с высокими стратегическими  амбициями. В ней без системного подхода к созданию адекватной сферы  профессионального образования и  подготовки кадров не обойтись. В первую очередь это касается ремесленников, чьими руками создается материальная основа всей экономики страны.

 

  • Спасибо, Андрей Викторович за такое содержательное интервью. Думаю, оно будет полезно всем. От всей души желаю Вам реализации Ваших научных идей.
  • Благодарю! Со своей стороны хотел бы пожелать всем мастерам, ремесленникам России не падать духом, продолжать заниматься своим любимым делом, рассчитываю, что уже в ближайшем будущем ремесленное сообщество ждут хорошие перемены.

 

  Подготовила Л. Артюхина  (опубликованов ж. БОН-партнер, 2015 г.)


Наверх